Горный Алтай 2010

СтартА началось это в начале июля.

Но это правда тогда началось. Собрались мы, значит, нашей дружной кучкой и поехали на восток. От города. Была мысль сразу на восток ехать, но побоялись, если честно. Пришлось сначала на север - до Алейска, потом на юго-восток, потом на северо-восток, потом на юг. (голова еще не кружится?).

В результате мы оказались, как обычно, на речке Ануй, ниже села Топольное. Лето нынче не фонтан - дождей много, а значит - Ануй грязный. На чай воды не наберешь! Нашли возле Ануя старицу почище и встали на ночевку. Рыбалки - никакой, комаров - стаи. Голодные, кидаются, будто человека ни разу не видели. Хорошо, хоть на одну ночь только.

На следующий день мы решили все-таки попасть в Денисову пещеру. Почему-то постоянно проезжаем мимо. А тут по весне в Инете шумели - нашли в ней новый вид человека, останки, конечно. Ну мы и решили обязательно заехать. На удивление - понравилось! Пещера большая, я бы сказал огромная. Большие своды, широкие проходы. Далеко, правда нас не пустили - археологи работают. Но и то что показали - интересно. Был экскурсовод. Рассказывала и показывала. Интересно рассказывала. Фотографировать не запрещала. На выходе показала немного из того, что в пещере нашли. Кое-что даже в руках дала подержать.
 \

Дальше поехали к речке со смешным названием - Ело. Встать оказалось проблемой - берег болотистый. Выбрали место посуше и решили денек постоять. Благо вода - прозрачная.

Ело нас обманула - ни одной поклевки, да что там поклевки - вообще ни одного всплеска. Но день потстояли, комаров местных накормили.

И поехали дальше. Дальше было интересно.

Чуя впадает в Катунь                                                        Водопад Ширлак

Затесалась к нам одна новенькая в этом году - Наташка Чаплыгина. Племянница. А она туристка. Настоящая - из тех, что с рюкзаками. И сбила она с панталыку наших матрасников. Есть, говорит, у меня один знакомый ледник. От стоянки автомобильной недалеко, туда-обратно за день обернемся. Налегке сходим. И ведь правильно сказала. Просто не все. На ту стоянку она раньше на полноприводном КамАЗе ездила. Стоянку ту называют Перевалка и находится она в Курайской степи. Это недалеко от Кош-Агача.

Вид на Северо-Чуйский хребет

Ну мы и рванули... Про Перевалку-то не знали. По тракту - быстро, по степи - медленнее, но тоже ничего. А вот последние 2-3 км - черт знает, как ехать: дорога в горку, по тайге, но это ничего, самое неприятное - камни. Много. Большие. Много.

Наш мудрый народ вежливо пропустил меня вперед. А сами метров на 50 сзади ползут. До самого перевала осталось метров 100, а там спуск небольшой и мы на месте(мы даже сходили пешком - посмотрели)!

Тут я понимаю, что бедный машин дальше не поедет. Не сможет. Он не козел - по таким каменюкам прыгать. Я выхожу из машины, спускаюсь до наших пузотерок и говорю им все это (и не только). А они, заявляют, что и до меня-то доехать не могут, не то, что дальше куда-то. Спускайся, говорят, будем объезд искать. Как же, спрашиваю, спущусь-то? Видите, говорю, машин на камушке стоит и пошевелится боится - упадет, больно будет. Развернуться и вовсе негде! А эти говорят - ну, как нибудь, задом.

Как я спускался, что при  этом про себя бормотал - я писать не буду.

Нашли мы, все таки объезд. Не намного, но лучше. На последнем  спуске с одним истерика небольшая приключилась - кричал, тут ездить - машины гробить, с вами свяжешься - пешком останешься, как назад поедем и т.п. ерунду на нас с Игорем наговаривал.

Но до Перевалки мы добрались. И удивились, какие там машинёшки стоят! Вплоть до Ипсумов. Как они сюда попали? Может - вертолетом?

На следующее утро часть команды ушла к леднику. Да, забыл сказать, речка и и ледник зовутся Актуру. Ледник, если точно, Малый Актуру. За Перевалкой начинается "дорога", по ней иногда ездят ГАЗ-66 и армейские "Уралы", но недалеко. Километров за 5 до ледников - альплагерь. Дальше - только пешком. На дороге - пара "мостиков". Конструкция самая простая - "два бревна". На одном только сверху типа настила что-то прибито, а второй - просто бревна, даже между собой не скреплены. Внизу - метрах в полутора - Актуру шумит, бревнышки шевелятся... Весело, в общем.  Вернулись ближе к вечеру. Усталые, голодные, довольные. Слегка разочарованные: ожидали, почему-то, ослепительно чистого снега, а он  песочком припорошен, камушки встречаются, серенький такой. Я им объяснил, что за чистым снегом им еще километров 5 по леднику пройти надо было. А в целом - радиальный выход удался.
Назавтра - выезд с Перевалки.

Помните, я писал, что мы одного вниз еле уговорили съехать? Так теперь надо было по той же дороге наверх. Недалеко - метров 30, но каких!

Закидали ямки камушками, типа - подровняли дорогу, прикинули, как крупные камушки объехать и поехали. То есть я поехал. Игорь с Серегой сами выехать не смогли. Пришлось их, бедолаг, цеплять на веревочку и тащить. Вообще, в этом году я их что-то много таскал. Веревку далеко не прятали. Чтобы долго не доставать.

В этом году поход какой-то суетный получился: Алеськина подружка с нами ехала на неделю, ее надо было как-то раньше домой отправить, Наташка - на три недели, тоже домой раньше уехала. Пашку мы с собой сразу не взяли - он был на практике. Метались по Алтаю весь месяц. То провожаем, то встречаем... Прикиньте - оказывается есть автобус Барнаул-Акташ!!! Мы на нем Нюшу сплавили до Барнаула, в Барнауле ее уже встретили и доставили домой. Отправляли на следующий день после выезда с Перевалки. Ночевали на Чуе.

Игорь в Курайской степи пробил колесо. Он остановился чиниться в Акташе, а мы поехали поляну топтать. Приехал поздно и расстроенный: в темноте нас еле нашел, колесо ему испохабили в конец - шину сбоку надрезали, когда бортовали. Получилась грыжа. А тут еще увязался за ним какой-то X-Trail. Игорь ездит вдоль реки туда-сюда - нас ищет, и ниссанчик за ним - туда-сюда. Он так к нам и приехал. Оказалось - народ с Кемерово. Три дня выходных, хотят посмотреть все, а куда ехать и что смотреть - не знают. Можно, говорят, мы рядом с вами заночуем. Ну, что нам, поляны жалко, что ли? Еще и рассказали, куда съездить можно по-быстрому.

Денек постояли на Чуе. Девчонки сходили к водопаду, мы рыбку поискали - безрезультатно. То есть мы с Игорем - по нулям. Крестьяне наши на червячка мелочь ловили, а мы - никак. Рыбки в Чуе интересные - вьюн, осман. Османа я видел в первый раз.

После стоянки рано утром проводили мы Нюшу в Барнаул и поехали дальше, лопухи!

Переезд Акташ-Улаган довольно интересный. Расстояние небольшое - около 60 км. Сразу после Акташа дорога идет в ущелье. Через Красные ворота вьезжаешь на плато. Высота - около 1800. Мимо озер - к Улаганскому перевалу. Покрутился немного - и ты на 2080! Потом довольно долгий спуск. Дорога почти везде нехорошая. Паводки много размыли. Позже ее немного подлатали и все. Не разгонишься.

Приехали, значит, в Улаган и только тут сообразили позвонить Пашке!

Ну лопухи, ей богу!
 А он, оказывается, второй день локти грызет - до нас не дозвонится: у него практика закончилась на 2 недели раньше! И он свободен! И пришлось нам, вместо того, чтобы уехать на Башкаус, всать тут же, на Кубадре! Постояли денек, я, наконец-то, рыбку поймал!  А потом мы с Мариной и Варькой вечером рванули за Пашкой - в Бийск. Опять вернулись в Акташ, а там на тракт - и до Бийска без остановок. Получилось 500 км.  Это в одну сторону. Сняли Пашку с паровоза и назад - на Кубадру. Еще день я отсыхал. Было от чего: Акташ-Улаган ночью - это что-то! Да еще туман навалился! Видимость - меньше 20 метров!

Кубадра - правильная речка!

Ну, отдохнул, подняли народ, и - на Башкаус!

Башкаус! Я в эту речку влюблен! Волшебная река, честное слово!

Ехали вверх по реке, пока не надоело. Надоело вовремя! Мы потом с Игорем на разведку ездили: через 3 км дорога кончается. Совсем. Завивается в кольцо, и все. Типа разворот - и назад! Первый раз такое вижу!

Место для стоянки выпало удачное - меж двух порогов. Красота - неописуемая. Рыбка ловится потихоньку. Солнышко светит иногда. Комары едят. Идилия полная!

Дальше мы хотели верхней дорогой уйти на Чулышман, но местные нас ,буквально, не пустили: болота, говорят, после дождей не пройдете.

Ну да ладно, нам и здесь хорошо было.

Но все-таки мы попали на Чулышман! Через Кату-Ярык!

Дорога на Чулышман - обалденная! Проезжаешь Пазырыкские курганы и такая красота кругом!.. И чем ближе к Чулышману - тем красивее. В одном месте не удержались - остановились, поснимали: дорога идет по склону, а далеко в низу - озера! Красота!

Началась гроза. Хорошо, хоть небольшая и почти без дождя. Один раз молния уларила близко - через две минуты проехали мимо дерева, в которое она попала. Интересно, в общем, было ехать. Дорога после дождя поплохела. Скользкая и грязная. Хоть и отсыпаная щебнем, а ехать неприятно. Много крутых подъемов- спусков.

А потом был Кату-Ярык!

Кату-Ярык - это перевал. По нему с плато нужно спуститься к Чулышману. На щите написано: высота 800 метров, длина дороги - 3,5 км. Серпантин.От начала спуска до реки, если по горизонтали, то метров 200. Вот по такому склону он и идет!  Сверху вид обалденный. Чулышман течет как в коробочке: ты стоиш на обрыве около 1 км, напротив, тоже около 1 км, такой же обрыв на той стороне реки! А вершина обрыва - плоская!

На перевале работали дорожники. С одной стороны хорошо - они дорогу шире сделали, с другой стороны - ждать пришлось, пока позволят проехать. Ну ничего, спустились.

И поехали вниз по реке, т.к. вверх дороги нет вообще! По дороге остановились пару раз, один раз на мостике - смешной такой! Узкий, длинный, доски плохие, огорожен тросами, на которых висит. Мост качается, девченки визжат, но лезут!

Проехали немного и встали на песчанном пляжике.

А утром огляделись. Место, где встали - лучше не придумаешь. Напротив - огромная скала. Под ногами - песочек, как на Алее, речка - ровная, спокойная, широкая. Метров 500 ниже нас начинаются пороги.

Нет, не так. Начинаются ПОРОГИ!!!

Вот так правильнее будет. Эта скала, что напротив, когда-то раскололась и обломками перегородило реку. Огромные каменюки - с двух- трехэжтажный дом лежат поперек всей реки и даже на этом берегу. Получился такой Днепрогэс!!  Длина порогов около полукилометра, а перепад воды - 2-3 метра! И камни на всей ширине! Несет одну сплошную пену! Рев стоит - непередаваемый. Сидишь на оргомном камне, надежном, прочном, а он от напора воды дрожит!

А какая там рыбалка... Хариус отборный, мелочи нет вообще. Игорек отличился - поймал одного на 27 см! Жаль, взвесить нечем было!Жареной рыбки мы там хорошо поели!

Единственная неприятность - ветер. Постоянный, сильный. Или вверх - от озера, или вниз - к озеру. Одинаково плохо.

На обратной дороге нас ждал Кату-Ярык.

Скажу честно - я боялся немного подъема. Не за себя, за Игоря: у него передний привод, а они вверх ездить не любят. Дважды джигит разгонялся, дважды откатывался вниз, я уже начал вспоминать, а где у нас веревка? Но на третий раз, воя двигателем, скрежеща днищем по камням, в пыли и грохоте взлетел он на самое крутое место и покатился дальше! Вверх, разумеется. Мне было проще - включил пониженную и поскребся потихонечку.Наверх забрались без приключений и поехали обратно. Ближе к дому. Приехали на Кубадру, у Сережки заканчивался отпуск, Наташке тоже нужно было в Рубцовск. Проводили их домой, проводили и задумались.

Игорек говорит - мечтаю форель поймать. На Улаганском нагорье - форелевые озера. Ну что ж, поехали. Побывали на озерах, поймали с Игорем по форельке (мелочь - выпустили) и вперед, на Урсул!

А там - засада. Строят дорогу Коргонвдоль Урсула к Катуни. Мы проехали по этой стройке километров 7 и решили вернуться. Дорогу отсыпают прямо в реку, вода - грязь сплошная! Ехали - уворачивались от всяких грейдеров и экскаваторов. На нас смотрели, как на идиотов! Вернулись на тракт, в общем, темнеет... В полной растерянности ткнулись к речке где пришлось, переночевали и стали думать - куда дальше? И решили смотаться на Коргон. Там народу раньше никого не было. Тихо, красиво. И рванули. Правда дорога последние километров 80 была неважной - дождями размыло, скорость 30-40 км/ч. Но доехали. Встали на то же место, что и два года назад. На то же костровище! После нас там действительно никого не было!

Отдыхали несколько дней. После больших гор на Коргоне действительно тихо, спокойно. Расслабуха полная. Правда - с рыбалкой не получилось, ну ничего. А после Коргона - домой! Не останавливаясь! Утром старт - финиш в 22:30.

Вот так и кончилось все.

Почему хорошее быстро кончается?