Что у нас сегодня интересного было

Рисовали на доске поросёнка. Под вот такой забавный стишок:

Чок, чок, пятачок (ставим на чок-чок две точки, на пятачок обводим их кружком).

Сзади розовый крючок (слева и чуть вбок от окружности рисуем завиток хвоста).

Посреди бочонок (нарисовать большой круг от хвоста и вокруг пятачка).

Голос тонок, звонок (ставим две точки - глаза, уголки - ушки),

Кто же это? Отгадай! (Пририсовываем две ножки)

Это по-ро-сё-нок!

Забавно, что Варя крикнула не в рифму, а по смыслу: "Это..." -  "Синя!(свинья)" 

Девочка вошла во вкус, третьего поросенка рисовать кинулась сама, я немного её руку придерживала. А потом она кривенького такого поросёночка сама, вообще без моей помощи нарисовала. 

 

А еще из забавных заданий - я проверяла может ли ребенок узнать целое по его части. Вырезала в листах белой бумаги несколько отверстий разного размера, Заранее разложила их в книжке с хорошими картинками, которую Варя ни разу не видела. Закрываю, например, слона, чтобы был виден только хобот, и интересуюсь, кто же там спрятался. Или вымя с хвостом у коровы видно, или заячьи уши, или лисий хвост. Ребенок так увлекся, что когда заготовленные мной картинки кончились, взяла книжку и листы и начала сама прятать. 

Я нарисовала мишень на тетрадном листочке, и предложила Варе попасть фасолинкой в цель. Кидали по очереди. Если фасолина попадет в круг - кричали: "Гол!" А если промажет: "Мимо!" Закончилось тем, что Варя со смехом швыряла фасоль в другую сторону и орала: "Мимо!"

Открываем календарь

Нам подарили магнитные карточки - календарь на холодильник. Я решила, что начну вести для Вари, будем постепенно учить дни недели, месяцы, отмечать погодные явления. Пока вешала, объясняла, какой сегодня год, месяц, число. Всё пока в пустоту, но я напомнила себе свой основной девиз: "Капля долбит камень не силой, а частым падением". Если не забуду менять картинки, то запомнит и поймёт за пару лет. Зато её ну очень заинтересовала картинка, изображающая лето. Это мы уже проходили. И что на улице сегодня тепло и светит солнышко, Варя тоже восприняла с пониманием.

Вулкан

Нам знакомые отдали старые карточки. Дети у них выросли, а я от таких вещей не отказываюсь. Там, среди различных явлений природы, нарисован вулкан. Варя перебирает картинки, разглядывает. Называет: гагуга(радуга), оако (облако), додик (дождь), вадапа (водопад), горы, река и так далее. И среди всего этого лежит вулкан. Я, конечно, называю. Смотрит на меня ребенок удивленно. Начинаю махать руками, на пальцах рассказывать, что бывают горы, из которых идёт дым, огонь и пр. Вижу, что не понимает. Горы она сто раз видела, а вот, чтобы из горы огонь... Тут уж мать что-то завирается. Достаю детскую энциклопедию, ищу картинку с вулканом. Разглядывает с интересом. И тут меня осеняет. Рядом сидит Алёшка за компом. Прошу его тут же найти нам в интернете видео с извержением вулкана. 
Он открывает целую пачку видео. Первое оказывается плохого качества, не очень понятное, зато второе!
Варя смотрит, как завороженная. Глаза светятся от восторга, кричит: "Вукан! Вукан!" И бросает на нас укоризненные взгляды, мол, как вы, родственнички, могли такое от неё скрывать?! Сколько раз просмотрели на "бис", не помню.
 
Теперь, при просмотре тех карточек, вулкан не только опознаётся, но еще и высоко котируется, вызывая бурю эмоций.

Три года. Что умеем

Физическое развитие. Мелкая, на голову ниже сверстников. Неуклюжая. Но довольно крепкая и цепкая. По лестнице поднимается и опускается без помощи рук. Проходит самостоятельно довольно большие расстояния, причем идет туда, куда мне надо. Прыгает тяжело, как слоник и не на месте, а вперёд. Спрыгивает с небольших возвышений. Мяч ловит, если ей пять раз напомнишь, чтобы руки держала. Естественно, если целишься в руки. На кольцах качается, кружится, делает "уголок" ногами. Бегает (неуклюже, но именно бег, не быстрый шаг). На любые шведские стенки и на любую высоту влезает вверх и сама спускается. Причем может спускаться на руках, не используя ноги.

Ознакомление с окружающим.

Знает свою семью по именам и по степени родства (брат, дед, сестра). Знает свою фамилию, название города, где живёт, адрес. Знает времена года, основные явления природы, время суток(утро. вечер, день, ночь). Знает уйму животных, растений, птиц, насекомых и пр. Если пишут, что ребенок к трём годам знает 1200-1500 слов и понимает их, то к Варе это на 100% относится. Знает, понимает, классифицирует. Посуда, мебель, транспорт и т.д.

Речь.

Понимает много, однако задержка речи явная. Да, у нас идут простые предложения. Она даже пытается слова по падежам согласовывать, что не всегда получается. Сильно коверкает слова. Причем, если настаивать, может сказать слово довольно внятно. Звуки в слогах и изолированно произносит, а в словах может заменять их совершенно неожиданно и необъяснимо. Мы её часто вне контекста не понимаем. 

Математические представления.

Знает формы, причем может сказать, что шарик круглый, дыня овальная, коробка квадратная. Считает до 7. Произносит цифры и показывает на пальцах. Предметы в пределах 5 считает, дальше с моей помощью. Больше-меньше, широкий-узкий, длинный-короткий различает легко. Ряды по возрастанию и убыванию строит. Пирамиды, вкладыши, матрешку собирает.

Собирает пазлы, складывает картинки, рамки-вкладыши и пр.

Знает 25 цветов.

Начинает ориентироваться в пространстве (запомнила дорогу к школе, в садик, к магазину).

Начала осознанно рисовать. Деревья, трава, цветы, ягоды, горы, река, дом, солнце. Себя изображает головоногом. 


Самообслуживание.

Ест, пьёт сама. Аккуратно. Нагрудник не надеваем, испачкано обычно только вокруг рта. Раздевается и одевается с моей помощью. Где-то по моим инструкциям, где-то поддержу-поправлю-подам. Плавки, штаны, майку, шапку может надеть сама. Застежки кроме липучек не поддаются пока приручению. Замки расстегивает - застегивает, а вставлять не может. На горшок ходит сама. Умывается, чистит зубы, вытирается.

Знает все буквы, складывает слоги. В глобальном чтении у нас 250 слов примерно. 

Стихи

Когда моя старшая в год и девять пересказывала стишки прозой - меня это бесило. Когда сыночки в два года шпарили простенькие стишки партиями без остановок, я считала, что так и должно быть, ничего особенного. Варе три года и до полноценных стихов нам, конечно, далеко. Я была на седьмом небе от счастья, когда она своими словами, сокращая и пропуская слова, вдруг в походе раз 10 подряд, каждый раз по-новому прочитала "Гуси, гуси га-га-га..." и далее по тексту до слова конфет. 
Однако, совершив этот подвиг, больше этот шедевр она не прочла ни разу. Как мы её не упрашивали и не уговаривали, в ответ слышали только "нэ" и "не коцу".
Я понимаю, чтобы ей захотелось читать стишки самой, а не заканчивать строчки за мамой, нужно придумать что-нибудь во-первых простецкое, во-вторых прикольное, в-третьих динамичное и ритмичное. Желательно свеженькое, не заезженное.
Вспомнила, как старшие обожали этот стишок:
Мишка, мишка,
Где штанишки?
П-терял, п-терял(вместо буквы "п" нужно надуть щёки и стукнуть по ним кулаками, чтобы звук "п-у" выскочил сам собой).
У девчонок на орешки
Пр - менял, пр- менял (вместо "пр" играем на губе).
Там есть продолжение, но я решила ограничиться этим. Долго убеждала Варьку начать самой. Слово мишка она легко произносит, когда оно ей по жизни нужно. Здесь же только за мной вторит. Я первое слово, она второе. Наконец стала сама говорить "Миша, миша". И ждет, когда я скажу следующую строчку, чтобы перейти к кульминации. Подсказывать бесполезно, потому что в ответ на подсказывание "где штанишки", бьёт себя по надутым щекам, договаривая "тия", в смысле потерял и ухохатывается. Про девчонок и орешки даже приставать не стала, пошли по накатанному пути. Я начинаю, она заканчивает, играет на губе по всем правилам.
 
После дня рождения рассеялся страх перед шариками. Даже спокойно перенесла надувание. Я решила закрепить успех. Говорю: "Один, два, три, шарик, лети!" И отпускаю его. Он взмывает к потолку и там подпрыгивает, затем падает. Варька кричит: "Ещё!" Тут я хитрю. Говорю: "Неси шарик, еще надую". Она сначала колеблется, потом подкрадывается к шарику, брезгливо берет его двумя пальчиками и несёт мне. Победа! Больше года никакие мои уговоры и забавы не могли её сподвигнуть взять в руки спущенный шарик. Надувала его несчетное количество раз, каждый раз повторяя "Один, два, три, шарик, лети", - а она его приносила (всё так же двумя пальчиками, но с каждым разом всё смелее).  И вот Варя начала, не дождавшись, пока я надую шарик в очередной раз, орать "Оди, два, тгри, шагик, ити!" 
Вот оно! Первое стихотворение, заученное и прочитанное без подсказок.