Игра

С детьми с синдромом Дауна как-то больше принято заниматься, учить их уму-разуму, даже педагоги-дефектологи большую часть занятий посвящают формированию тех или иных навыков, и им невдомек сказать родителям, что все-таки основа развития лежит в играх ребенка и именно они как паровоз тянут за собой всё остальное. 
Можно месяцами учить ребенка какому-нибудь действию за столом, не догадываясь, что в игре он это усвоил бы за несколько подходов... 

 Малыш. Ему что важно? Ему важно потрогать, потрясти, на вкус попробовать. До года это основное. Значит нужно дать ему как можно больше ощущений. Разных. Почему не играет в красивые игрушки? Потому что пластмассу уже попробовал и на ощупь и на вкус. Обычный малыш уже ползает или вдоль опоры передвигается, он себе разнообразие обеспечивает. А наши зачастую еще и не сидят. Значит, задача мамы - самой принести ему всё богатство окружающего мира. И научить, что с этим делать. Запахи - нюхать, шарики - бросать и смотреть, как катятся, тесемочки - доставать из разных щелей, стучать, бренчать, рассыпать. 

Скажете, что это не игры?

Да, это скорее ознакомление с окружающим. А игры в этом возрасте пока полностью ложатся на маму.

Прежде всего потешки. Даже правильнее пестушки. В ямку - бух, ладушки и пр. Это скорее мама играет, а ребенок пока только эмоции возвращает. Но и игры тоже помаленьку начинаются. Простые действия - дай, на, лови, кати. Конечно, прятки. Где зайка? Вот он! 

Возраст писать не буду, каждый этап ребенок должен освоить и перерасти. А мы должны почувствовать, что пора двигаться дальше, то есть всё время предлагать следующие этапы действий с предметами, переводить обсасывание и разбрасывание на новую ступень, потому что ждать в нашей ситуации нелогично, малыш до новых действий сам может и не додуматься.

Предметная игра. У всех по-разному, но от года до двух этот этап начинается. Ребенок познает, что можно делать с предметами, для чего какой предмет предназначен. Шарики, мячики - чтобы катать, кубики - строить башню. Молоточком стучать, а в разные отверстия очень здорово можно что-нибудь запихивать. Игрушки можно не только рассыпать, но и собирать. В этот момент как раз и нужны все те развивающие игрушки - пирамидки, сортеры, стучалки, каталки.  И ребенку нужно ими наиграться вволю. 

Потому что если не наигрался, он к сюжетным играм не перейдет, будет игрушки бросать или стучать ими... Иногда мамы наши говорят, я с ним занимаюсь много, а отдачи совсем никакой. Его и усадить-то невозможно! Да и не нужно усаживать! Опуститесь на его уровень, сядьте на пол, ползать с ним еще нужно, а не за столом держать. С одной такой мамой общалась по телефону и заочно.Никак не могла понять, в чем проблема.  А вдруг так сложились обстоятельства, что увидела ребенка и поиграла с ним. Мальчику 5 лет. Я ему и такие игры, и такие - не идет на контакт. Догадалась, предложила шарики покатать, потом в палочки поиграть, колечки от пирамидки сортировать, бусы надевать. Ребенок оживился. С мамой договорились, что она временно забросит все занятия и займется с мальчишкой по полной программе предметной деятельностью, пробуя потихоньку простенькие сюжетные действия. Встретились снова мы через полгода. Мальчишку было не узнать. Он уже играл! Включался в занятия с интересом, сюжетные игры пошли, инсценировки сказок, а самое удивительное, что пошла речь! 

Первый сюжет. В это же время, когда предметы и действия с ними для малыша важнее всего, начинаются зародыши сюжетной игры. Обязательно у ребенка должна быть кукла (у мальчиков тоже), на которую он переносит самого себя, и отрабатывает те действия, которые с ним проделывают взрослые. Кормит, поит, спать укладывает, причесывает. Вместо куклы может быть зайка или мишка, главное сам сюжет. Конечно, кукла и пляшет, и ходит, и глазки закрывает. 

На этом этапе нормально, если ребенок одно и то же действие повторяет много раз, а не выстраивает в сюжет. Но под мамину диктовку он уже может по-порядку сначала куклу разбудить, потом умыть, причесать, посадить в коляску, погулять, уложить спать. Вот эта мамина диктовка и будет нашим мостиком для перехода к следующему этапу. И еще, эти действия ребенок должен проделывать с разными игрушками, то есть переносить их с куклы на мишку или чебурашку. Это в педагогике называется "перенос". Если наш малыш без подсказки решил покормить все игрушки подряд - поставьте себе жирный плюс! Игра продвинулась на шаг вперед. И пусть пока он повторяет одно и то же действие. Это нормально.

Заместители. Обычный ребенок как-то сам додумывается, что если нет хлеба, его вполне можно заменить кирпичиком, а расческу палочкой. Ребенку с особенностями нужно бы подсказать. Потому что это следующий этап развития игр. 

Вспомните себя в детстве. Листочки вполне заменяли деньги, а палки и камни могли стать чем угодно. Как учить? Самим включаться в игру. Предлагаем, например, покормить булочками, а в тарелку камешки или кирпичики положили. В другой раз те же камешки конфетами назвали, а кирпич уже в мыло превратился. Я, например, выносила тазик, мочалку, раздевала куклу и предлагала Варе её купать. Без воды, а мочалку кирпичиком намыливали. Игра оказалась настолько интересной для Вари, что она её уже без меня повторяла и повторяла, и, наконец, сама залезла в таз и начала мыться. 

В следующей игре можно использовать палочку вместо ложки, градусника, ножа. Но не спешите. В одной игре может быть только один заместитель. Подсказывайте его, используйте сами. И ждите, когда ребенок сам начнет заменять реальные предметы на их прообразы. 

Одновременно мама, комментируя и подсказывая во время игры, старается связывать и объединять в одну линию 2-3 действия. Тут еще важно не улететь фантазией и не начать играть за ребенка, придумывая невероятные сюжеты (наблюдала однажды). Все-таки играть должен ребенок, а мы аккуратно подсказывать... 

В это же время стоит начать разыгрывать простые сказки. Репка, Теремок, Курочка Ряба и Колобок - это наш золотой фонд. Одна мама рассказывала, как в таких инсценировках тоже вводила постепенно заместители. Например, вместо бабки вязала узелочек из носового платка, а её дочка Настенька удивленно заглядывала: где ж тут баба?

Если взять обычного ребенка, то у него всё это формируется где-то к 2 годам. У наших позже. Вот нашла у себя в старых записях, датировано мартом 2011 года, значит, Варе 2,7. "Замечаю часто дома, что она из садика приносит приемы игры, обращения с игрушками, такие вещи, которым я не учила. Игры с куклами, с посудой стали такими развернутыми, при этом все время что-то бормочет. Не просто кукол кормит, а ставит кастрюлю на плиту, чистит картошку (долбит ножом камешки), кидает в кастрюльку всякую мелочь, солит, воду наливает, плиту включает. Потом стол сервирует, это все по тарелкам раскладывает, кукол кормит, чай наливает, а потом всю посуду еще и моет, так краны выразительно открывает, как вода журчит изображает. "

Помню, с каким изумлением наблюдали специалисты в реабилитационном центре, как Варя играла с карандашами, как с куклами.  Это было в 2 года 9 месяцев. 

Итак, если ребенок использует в игре заместители и может показать несложную последовательность действий - значит еще один важный рубеж нами взят.

Здесь немного отвлекусь. Когда в семье есть старшие братья и сестры, то они становятся учителями младших. И все эти сложности решаются гораздо более органично. Вот Галина пишет про своего трехлетнего Колю: "Коля у меня много играет. А игры зависят от того, кто им завладеет, братья или сестра.))) С братьями, естественно, война или спортивные игры, в основном, футбол. Если война, то ходит в разведку, сидит в засаде, стреляет, ползает по-пластунски, марширует в строю. Мальчишки его нагружают по полной! Надо видеть, с какой ответственностью он всё исполняет!))) Всё время подбегает ко мне, хлопает по руке, чтобы я обратила внимание, как он хорошо всё делает.)))
А Маша его в школу водит, учит, кормит обедом, ходит с ним в магазин... На моське всегда удовольствие! Я так радуюсь в такие моменты!" Это как раз тот самый опыт, традиции игры которые передаются. Конечно, он сам такой богатой игры воспроизвести еще не может, но даже вот это: "машинки катает, препятствия преодолевает, аварии устраивает, сажает кого-то за руль, игрушки берёт обязательно в две руки и взаимодействует ими." говорит о том, что игра развивается, несколько действий следуют друг за другом. И заместители сам находит, раз из лопатки стрелял: "построил их Серёжа строем и повёл, а Коля вдруг выбежал из строя, схватил с пола лопатку и начал "стрелять" из-за угла.. ".

Роли. Тут нет четкой границы, но где-то в то же время или чуть позже ребенку становится неинтересно обыгрывать всё тот же сюжет про себя. Он исчерпан на этот момент. И ребенок начинает примерять на себя разные роли.

Врач, мама, продавец, парикмахер, шофер. Сюжеты опять же должны быть из жизни. Из жизни малыша.  И наша задача в этот момент приготовить нужные атрибуты. Больничку, парикмахерскую. какие-то предметы, олицетворяющие данную профессию. Играть нужно по горячим следам. То есть, пришли из больницы - нужно показать, помочь переварить и включить этот опыт в игру. Сказать, например: Я буду доктор. Буду куклу лечить. И все, что с ребенком в реале проделывал врач, упростив, повторить. А потом предложить ему самому побыть доктором и полечить зайку или мишку. Смысла нет играть в парикмахерскую, если малыш не знает, что это такое. Я с Варей играла после того, как к нам домой приходил мастер и всех стриг, например. Тогда и слово парикмахер сразу же стало понятным. На этом этапе ребенок не сам берется за роли, а только повторяет их за вами. Само собой, что не будете учить - не будет и повторять. 

Вот дальше начинается самое интересное. Как-то нужно научить, а скажу честно, что без опыта игр с другими детьми ребенку этот этап дается с трудом, а если не учить - может и вообще не прийти, так вот нужно научить брать роли на себя и назначать их партнеру по играм. Пусть партнером будет мама, ведь в наше время не всегда получается обеспечить ребенка братьями и сёстрами в достатке.

Что мы должны для этого сделать?

1. Обеспечить ребенка атрибутами для таких игр. Нужен какой-нибудь символ. Жезл или фуражка для полицейского, ружье для солдата, руль для водителя, больничка для врача, касса или весы для игры в магазин. Эти предметы вначале нужно обыграть, а потом оставить на видном месте, как бы подбросить ребенку, чтобы он сам взял и принял на себя нужную роль. Имейте в виду, ребенок должен принять на себя не роль ребенка, а роль взрослого. ребенка ему подыгрывает мама. Именно подыгрывает, а не ведет игру, из роли как бы спрашивает ребенка всё время, а что дальше, заставляя как-то развивать сюжет, а не просто баранку крутить, если малыш, например, шофер.

В чем сложность. Наши дети плохо разговаривают, а наша задача - научить его объявлять роли, вести диалоги, придумывать повороты сюжета, взаимодействовать с другими детьми. Соседями, детьми знакомых, родственников и т.д. Вы мне скажете, что это невозможно, однако без этого и развитие ребенка так же невозможно, сколько бы мы не посвятили времени разным обучающим и развивающим занятиям со специалистами и без них. Если ребенок не выйдет на эту ступень игры, то сложные сюжетно-ролевые игры ему останутся навсегда недоступны.

Чем это чревато читай здесь: http://oursun.su/index.php/stati/obshchie-voprosy/976-mysli-vslukh-976

Некоторые мамы говорят(Лена, в твой огород кидаю камень) , мол, ну и что, я не играла в детстве, не умела, не понимала, и выросла не хуже других, и всё у меня хорошо, институт с отличием окончила. И тут я,пожалуй, соглашусь, действительно, всё больше и больше становится детей, которые не  умеют играть, не могут себя занять делом, когда взрослым некогда, несчастных, по сути, детей, у которых украдено детство. Почему я так думаю. 

Игра, фантазии, принятие на себя ролей облегчает ребенку вхождение в мир взрослых. Игру придумала сама природа. Ребенок в игре молниеносно  усваивает то, что мы иногда тщетно пытаемся в него впихнуть привычными для нас уроками за столом. Если с разными логическими задачками тот же ребенок сталкивается в игре, то и мотивация для решения их совсем иная, и есть жесткие правила ролевых игр, когда в правилах прописано, что персонаж в этой роли так делает. Из роли ученицы, а еще лучше учительницы моя Варя выдает такие результаты, которых я не могу от неё даже планировать в учебной работе.

Это из моего блога:

 

Варя отгородила угловой диван диванными подушками, прихватила с собой сразу трех кукол, увлеченно играет.

 

Я спросила, что это у неё такое.

 

- Это летучий корабль! Я Забава!

 

- А Ваня-то твой где?

 

Огорченно:

 

- Нет Вани, - и тут же с предложением, - мама, давай ты будешь Ваней!

 

Еле отвертелась. Слышу, играет:

 

- Земля, прощай! Добрый путь!

 

Очень удобная игра. Весь вечер, если чего-то от Вари хотелось получить, достаточно было намекнуть, что Забава так обычно не делает. Например, после еды неумытая не бегает. Старшенькие мне сказали:

 

- Ну, мама, ты шантажистка.

 Да, я шантажистка. А если бы я еще и включилась в игру в роли Вани, то Варе было бы обеспечено море заданий творческого, логического и прочего характера, с которыми бы она справилась играючи! И не заметила подвоха. 

И еще. Предлагаю всем, кто не знает, как играть с ребенком, как учить его этому и почему важно, чтобы ребенок играл принять участие в Мастерской Развивающих Игр. Это мероприятие совершенно бесплатное и очень увлекательное. Сама была его участником год назад и обязательно приму участие снова.