«Раз словечко, два словечко…»

(маленькие секреты о том, как вызвать речь у малыша)

Я обычная мама солнечного мальчика. Так же, как все, с нетерпением жду, когда же сын порадует нас своими первыми словами, предложениями, забавными высказываниями. Ведь для детей  с синдромом Дауна речь является одной из самых актуальных проблем. В своем желании помочь малышу заговорить, я, как и многие наши родители перечитываю кучу книг, пересматриваю разные сайты, изучаю методики и советуюсь с более опытными мамами, чтобы взять на вооружение то, что, нам должно помочь справиться с проблемой.

 

Конечно, без специалистов в нашей ситуации не обойтись. Но если самим сидеть, сложа руки и ждать помощи, вряд ли мы можем рассчитывать на хороший результат.  Во-первых,  для того, чтобы вызвать речь, нужно создать  языковую среду, с этого всегда начнет любой логопед-дефектолог.  То, что нашему  малышу заговорить труднее, чем обычному ребенку, приходится принять. Принять - да, смириться – нет!

Заезженное утверждение, что надо много заниматься,   на меня почему-то наводит тоску. Сразу представляется гора учебников и скучные уроки за партой, на которые не у каждого есть желание и возможности. Родителям совсем не хочется усаживать свое чадо и изнурять: «Ну, давай, хоть чуть-чуть позанимаемся»,  и безрезультатно, ребенок убегает или зависает.  И не нужно обвинять ребенка в лени или неусидчивости. Такое поведение закономерно. Ведь детство – это пора затей и сказок! И наш ребенок  так же, как любой другой малыш хочет играть и радоваться жизни.

Я задумалась и поставила перед собой задачу – учить говорить, получая при этом взаимное удовольствие. Как это сделать? Моя специальность далека от логопедии, природным талантом педагога тоже не обладаю. Значит нужно получить самой новые знания, овладеть игровыми приемами, чтобы проводить  время полезно, но вместе с тем интересно и весело.  Мы вместе с сыном начали учиться и развиваться в повседневной жизни, по ходу обычных дел, а вслед пришли и наши маленькие победы. Сразу оговорюсь, я никого не рекламирую, а от всей души  хочу поделиться некоторыми знаниями, которые помогли нам. Идеи взяты с курса, поэтому пишу статью с разрешения  автора – кандидата педагогических наук Валасиной Аси. Но начну по порядку…

Этой весной в своих поисках я нашла на сайте «Родная тропинка» курс лекций «Учусь говорить». Он отвечал моим задачам и запросам, и мы начали увлеченно работать.Остановлюсь еще на двух моментах. Во-первых, курс является практикумом и рассчитан на обычных деток. Во-вторых,  для применения приемов курса желательно получить поддержку специалиста. Т.к.звучит все просто, но когда начинаешь играть с ребенком возникают нюансы. И получается такая картина, человек взял фрагмент из курса, попробовал, ребенку не интересно. И возникла стена недоверия, которую трудно разрушить. Ведь взрослые консерваторы. Надо помнить, что не сразу все будет, не сразу…

Итак, что же такое языковая среда? Это наше с вами живое общение с малышом. Общаться мы можем везде: на прогулке, за столом, в транспорте, в магазине, в поликлинике. И это вовсе не значит, что мы должны везде говорить  без остановки. Напротив, болтовня бесполезна. Нужно правильно строить общение, учитывая возможности нашего маленького собеседника:

1.Говорить не быстро, но четко и эмоционально, чтобы ребенок мог уловить знакомые слова. 2.При общении смотрим в глаза и, задав вопрос,  делаем паузу и заинтересованно ждем ответ. 3.Если ребенок молчит, то сами за него отвечаем, тем самым подсказывая образец ответа.   4.Идти за интересами ребенка. Обратил внимание на улице на собачку, комментируем  ее. «Ой, а  кто это бежит?» Пауза, смотрим в глаза, ждем ответ. Ребенок: «Ав-ав!» Мы: «Да, это собака и она лает: « Ав-ав!».                                                                                                                                                 5.Главное, мы всем своим видом должны показать, как нам важно услышать ответ.

 Необходимо учитывать тот этап, на котором находится  речь нашего малыша. В раннем возрасте условно выделяют три этапа:

  1. Лепетная речь (говорит звукоподражания и лепетные слова: мама, баба, гав, мяу, бух)
  2.  Говорит простые предложения (мама иди, папа дай)
  3. Говорит сложные предложения из нескольких слов (мама, дай машинку)

Каждый этап идет последовательно за предыдущим.  Ребенок заговорит словами тогда, когда натренирует свой артикуляционный аппарат, наговорившись слогов. Например, многократно сказав « ку-ку», у ребенка когда-нибудь получится слово «кукушка».

На этапе лепетной речи мы говорим с ребенком короткими односложными предложениями, с основой на лепетное слово, но поясняем взрослым словом, тем самым строим лесенку, помогая перейти ребенку на следующий более сложный этап. Например, комментируем  за столом: «Будем ам-ам, кушать», перед прогулкой «Пойдем гулять, ножками топ-топ» и т.д.

Чтобы слово появилось в активном словаре ребенка, взрослый должен его многократно повторить в разных эмоционально окрашенных ситуациях: «Ах, какие листья! Красный лист  упал! И желтый лист бух, упал!»(на прогулке), в этот же день «Мячик бух! Упал! Оп! Упал!» «Ой, зайка бух! Упал! Упал! Пожалей.»(в игре). Вот один недавний эпизод из нашей жизни: Кирюша стал проявлять свою любовь к кошке весьма своеобразно, сильно тянуть и дергать за хвост. Я, пресекая его, возмущенно  восклицала: «Кирюша! Кирюша! Нельзя обижать кису! Кирюша! Погладь кису!»  Услышав многократно свое имя в такой эмоциональной ситуации, пусть и не слишком  приятной, Кирюша заговорил  свое имя «Кир(Р, конечно, французскоеJ), а заодно и появилось слово Кых (киса).

На этапе простых предложений своей речью даем пример, как правильно ставить слово в нужный падеж, использовать предлоги, изменять правильно глаголы. «Смотри, где зайка сидит? (пауза, ждем ответ) На стуле! Ой, а сейчас где? (пауза) Вот! Зайка прыгнул под стул! Где спрятался зайка? (пауза) Да! Зайка спрятался за стулом!» В такой незатейливой игре, если ее проводить весело, закладываются основы морфологии (умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, склонять, спрягать).  Мы три раза повторили слово стул, изменив его по падежам, а заодно дали образец, как использовать нужные предлоги (на, под, за).

(Персонажей и место действия можно заменять по желанию) 

На третьем этапе мы обогащаем речь ребенка более сложными словами, оборотами, словосочетаниями. А где их взять? Русский язык очень красив и богат. Образец  в классических детских книгах и сказках русских писателей. Вот, например, отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» «…Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост…».По-моему в этом коротком отрывке  все -  и слово заяц изменено трижды в зависимости от пола и возраста (зайцы, зайчихи, зайчата) и емкие глаголы (собрались, сбежались, приплелись), и точное краткое описание внешности зайца (длинные уши, короткий хвост, косые глаза). Используя эти приемы, и мы будем комментировать с ребенком.  А можно и загадать загадку: у какого дикого животного длинные уши, косые глаза, короткий хвост? (и классификация, и пример описания без натаскиваний, по ходу чтения сказки).

(Кто серый, злой, живет в лесу, охотится на зайчиков?)


(А как волк воет? Можно предложить посоревноваться, кто дольше протянет У-У-У, тренировка речевого дыхания)

Зная об особенностях общения на разных этапах речевого развития, мы успешно  можем использовать старый мощный прием - потешки и русские народные сказки. На них поколениями няни и бабушки учили и пестовали. Известен и неоспорим факт - не было дорогих развивающих игрушек, а дети рано начинали говорить, и речь малышей была богатой. Всем нам с детства знакомы потешки «Сорока-сорока», «Водичка-водичка, умой мое личико» и «Идет коза рогатая».

На этапе лепетной речи и мы для того, чтобы обогатить активный словарь ребенка, берем потешки с повторами  слогов, например:

«Я на дудочке играю:

«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!!

Пляшут зайки на лужайке:

«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»

Заиграл на барабане:

«Бам-бам-бам! Бам-бам-бам!»

В страхе зайки разбежались по кустам!»

Сопровождаем каждую строчку действием, потешка тем и отличается от обычного стишка тем, что с ней играют. А у нас еще и цель  вызвать речь. Делаем паузы, чтобы дать  ребенку возможность вставить ду-ду или бам-бам. Между прочим, играя с потешкой, мы еще и закладываем основы будущей сюжетной игры с предметом заместителем. Ни дудочки, ни барабана у нас нет, мы их воображаем J . А еще подобными играми мы можем с пользой занять время, например, ожидая очередь или  в поездке. Ведь ничего не надо, кроме хорошего настроения и вашего с ребенком желания общатьсяJ.

Хочу поделиться еще одной замечательной потешкой. Она без рифмы, основана на звукоподражаниях. Мы с сыном с удовольствием с ней играем. Называется «Месим тесто»:

«Льем молочко, буль-буль!

Кладем дрожжи – плюх!

Разбиваем яички –тук-тук!

Жмем сахар – ш-ш-ш!

Теперь солим –с-с-с!

Нальем масла – буль-буль!(говорить более низким голосом, чем про молоко)

Сыпем муку – пых-пых!

Месим-месим тесто!»

 Когда будете на самом деле заводить тесто, обязательно вспомните про нее, чтобы и помощник принял участие. Впечатлений будет много! Здесь и звукоподражания, и тренировка мелкой моторики, и тактильная стимуляция, и обонятельная, и вкусовая. Можно дать нарисовать пальчиком по слою муки на столе, попробовать на вкус и прокомментировать: сахар - сладкий, а соль - соленая, понюхать ванилин или корицу, покатать и помять в ручках тесто. Только  не забывайте контролировать, и во время завершить «урок», чтобы обучение не перешло в баловство с продуктами.

А вот пример потешки, ее и подобные мы будем использовать для развития речи на втором этапе:

«У котенка в чашке

Было много кашки,

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели!»

Играя с этой потешкой, учим изменять существительное по падежам (много кашки, съели кашку).

А эта замечательная потешка  подойдет для развития активного словаря уже на третьем этапе, здесь предложены изменения слов, предложения обогащены сравнениями, оборотами, представлены последовательность действий, времен года:

«Был у зайки огород: ровненьких две грядки!

Там играл зимой в снежки, ну а летом в прятки!

А весной на огород зайка весело идет!

Но сначала все вскопает, все вскопает, прировняет!

Семена посеет ловко и пойдет сажать морковку!

А как осень подойдет, урожай весь соберет.

Все собрал, и как раз, здесь закончился рассказ!»

 Потешек в интернете можно найти очень много, выберите несколько, которые станут любимыми для вас и вашего малыша и заведите традицию ежедневно их использовать в определенной ситуации. Есть потешки для кормления, одевания, купания и т.д.  Дети любят знакомое, через какое-то время вы увидите, что малыш стал за вами договаривать окончания или  звукоподражания.  

Только есть один секрет игры с потешкой, ее нельзя читать монотонным скучным голосом. Обязательно выучите и рассказывайте на память, эмоционально, не боясь переиграть. Потешка – это живое слово! Можно заменять одни слова другими, импровизировать, шутить. Если вы подойдете творчески, будете наслаждаться вместе с ребенком совместной игрой, обязательно  будет и результат!

А еще  потешки  замечательно подходят для  игр на улице, особенно интересно, когда на площадке еще есть дети, но можно и с одним малышом, вот, например, потешка для подвижной игры:

Дети изображают зайчиков, а взрослый лису и говорит (лучше напевать):

«Я рыжая лисица, я бегать мастерица,

Я по лесу бежала, я зайчиков искала».

А зайки прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок,

Прыг-скок, прыг-скок, увидали все лисицу, побежали в теремок!» (зайчики убегают от лисы, лиса догоняет).

(на фото подвижная игра в семейном клубе «Оранжевое солнце»)

Со сказками тоже можно поиграть, можно показать в пальчиковом  театре, театре на магнитах, можно при помощи игрушек, которые у вас есть дома, можно вырезать картинки и наклеить их на картон, а можно просто показывать по книжке. Интереснее, конечно, с игрушками. Возьмем «Курочку Рябу». На первом этапе на каждое действие лепетное слово или звукоподражание. «Жили были…кто?(просим показать деда, вопросительно смотрим в глаза ребенку и ждем ответ, если не говорит, сами подсказываем: «Деда»), и т.д. баба, курочка  «ко-ко-ко» , мышка «пи-пи-пи», упало «бух», плачут «а-а-а». Обязательно даем паузу для ответа, и только если не говорит, сами  проговариваем за малыша.

(Так мы играли в сказку про трех медведей.  На самой большой машине (по моей задумке) должен был возвращаться домой  самый большой медведь, но Кирюшка тоже решил внести свои поправки в сюжетJ)

А можно сказки обыграть с сюжетами, знакомыми из жизни. Очень нравится многим детям и нашему сыну игра в « Теремок».

 Строим из подушек домик и ждем гостей.

Я:«Вот какой у нас дом! Хороший дом! Теплый дом! (многократно повторила простое слово дом)

Спрашиваю: «Что это у нас?» (делаю паузу, вопросительно смотрю в глаза, если молчит, сама отвечаю: «Дом»)

А кто же к нам пришел в гости? (Стучу и проговариваю:  тук-тук-тук!  И сама отвечаю: « мяу-мяу»)

Кто это? ( спрашиваю у Кирюшки)

Он мне радостно отвечает: «Мяу-мяу! Кых!»

Я: «Да! Это киса к нам пришла! (показываю игрушку кошку) Позови кису! Иди-иди, киса!» (стремимся, чтобы ребенок сказал «иди-иди» или жестом подозвал)

Я: «Покорми кису, на, киса, на, молочка!» (кормим кису, несколько раз повторили слово «на»)

Я: «Киса устала, киса спит баю-бай» (ребенок качает кису и подговаривает бай)

За один раз играем с двумя-тремя игрушками и заканчиваем пока не наигрался, «на пике интереса».

(Здесь к нам в гости пришли медведь, зайка, петушок и барашек, и мы их угощаем соответственно медом, морковкой, зернышками и травой)

(А вот такой театр на магнитах не сложно организовать на холодильнике. Коротенькие сказки можно показывать пока готовите.)

Поделюсь еще одной замечательной идеей с курсов. Мы инсценируем с игрушками простые детские стихи. Вот, какой показ у нас получился по стихотворению А.Барто «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине» .Сюжет всем известен, и чем заканчивается стихотворение тоже все знают. В результате нашей творческой деятельности вот такое получилось продолжениеJ. Не забываем цель, чтобы ребенок показывал все действия, звукоподражания подговаривал, итак, продолжение:

Котик бух, упал, лежит.

 Лапка у него болит.(показываем лапку)

Ваня к котику идет:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (показываем, как идет кукла Ваня)

Ваня котика жалеет:

«Выздоравливай, скорее!» (гладим котика)

Дуем котику на ножку, (упражнение на речевое дыхание)

Молока даем немножко. (просим показать, как котик лакает молочко и облизывается, артикуляционная гимнастика)

Лапка больше не болит.

Котик пляшет, ай ли-ли! (показываем, как котик пляшет)

Как еще в бытовых ситуациях развивать речь ребенка? Накрываем на стол и, многократно повторяя нужное слово, зовем всех на обед: «Иди, папа!», «Иди, мама!», «Иди, Кирюша!» Услышав столько раз слово «иди», ребенок когда-нибудь скажет его сам. «Вот суп папе, вот суп маме». Можно спросить: «Вот суп кому?» Если не ответит, сами скажем: «Вот суп Кирюше!»   Моем руки, спрашиваем: «Как бежит водичка?» Отвечаем: «С-с-с».                                                          На прогулке: «Как дует ветер?» Отвечаем: Ф-ф-ф», а дождик капает«кап-кап-кап». Во время уборки: «Как гудит пылесос?» «В-в-в» и т.д.

При таком подходе речь закладывается в самом общении и игре.

Вам, наверное, хочется узнать, чего же мы достигли? Конечно, поделюсь. Итак, в 1 год и 10 месяцев мы пришли на курсы, прошло полгода. С чем мы пришли? В активном словаре у Кирюшки  было лепетных 9 слов, примерно через 2-3 недели был скачок – появились новые звукоподражания  га-га (гусь), ко-ко (курица), у-у-у (волк), э-э-э (медведь), а-а-а (спать), (буф)гав, му (корова), ка-ка (кап-кап, дождик, водичка, качели), дрр (машина, ехать, гулять), ф-ф (ежик). Я насчитывала к двум годам примерно 30 звукоподражаний и лепетных слов. Глаголы не говорил, но некоторые стал показывать жестом, что примечательно, сам придумывал, языку жестов я принципиально не учу, (исключение, проситься в туалет – указательный палец вниз, т.к. пс или с не говорит). Потом пришли летние месяцы и дали толчок в физическом развитии, Кирюшка прибавил в навыках моторики. Закономерно, что в активной речи заметных продвижений в эти 3 месяца не было. Сейчас появились новые простые слова (вуф(лев), дети, кых(киса), вава (лиса),фефе (кофе). Как уже отметила раньше, стал говорить свое имя (Кир). Появился первый глагол – дай-дай! Проскакивают па (упал), гуля (гулять), правда, пока эпизодически. Произношение, конечно, нечеткое, и здесь я возлагаю надежды на помощь специалистов.

 Вот так в моем понимании строится матрица  будущей речи любого малыша. А дальше мы с нашим солнечным мальчиком будем использовать специальные подходы и методики. И не забудем по ходу наших повседневных дел знакомиться с окружающим миром, развивать память и внимание, тренировать общую и мелкую моторику. Но это уже другие темы. Я приняла решение:  сравнивать результаты Кирюши только с его собственными, себя только с собой,  делать все, что могу. А что будет дальше, поживем – увидим…                                                                                                                                              

Желаю всем успехов!

С уважением, автор статьи Курносова Елена

Все игры и приемы, которые приведены в статье, взяты с курса «Учусь говорить» (от 10 месяцев до трех лет). Автор и ведущая  курса кандидат педагогических наук Валасина Ася, автор сайта «Родная тропинка».

Путеводителем по развитию и воспитанию ребенка с синдромом Дауна для  меня стал сайт «Наше солнышко», автор  Чаплыгина Марина. Также хочу поблагодарить Марину за подборку интересных потешек, которые я привела выше в статье.