Звуки, буквы. Учить ли?

Рассуждения о проблемах с речью у детей с синдромом Дауна. Как помочь ребенку заговорить. Какую роль в этом может сыграть изучение звуков. Читать, чтобы разговаривать. Немного о разнообразии методик раннего обучения чтению. Какую выбрать?

 

ПапаЯ начала задумываться о трудностях с речью у детей с синдромом Дауна, когда Варе было месяца три. Поняла, что это серьезная проблема, с которой мы скоро столкнемся. На эти мысли меня натолкнули разговоры мам на форуме. Я стала искать и собирать литературу по этому вопросу. К сожалению, книги не давали рецептов к решению проблемы. Было непонятно, почему у одних, хоть и поздно, но речь все-таки появляется, а другие так и не начинают разговаривать. Почему логопеды берутся заниматься с детьми после 4 лет, когда все сенситивные периоды для становления речи уже прошли. Можно ли поймать ту волну, когда сама природа помогает ребенку овладевать всем богатством языка?

Постепенно я очертила для себя тот круг занятий, который, возможно, поможет не упустить момент.

1. Пальчиковая гимнастика и массаж.
2. Использование потешек, ритмичных стишков, песенок, игр с движениями и возгласами.
3. Побуждение ребенка к всевозможным "перекличкам", отзыв на любой его звук.

 
Я не изобрела велосипед. Все эти рекомендации есть в любой литературе по развитю речи и коммуникативных навыков у малышей. Просто я для себя сформулировала ответ на вопрос что делать.
Всем думающим родителям настоятельно советую прочитать вот эту книгу Кумин, написанную специально для нас, родителей детей с синдромом Дауна. Она говорит, какую огромную работу проделывает ребенок, прежде чем начнет говорить. И объясняет как работать. Огромное спасибо Ольге Лисенковой за перевод этой книги с английского.

http://sunchildren.narod.ru/resources/speechlinks.html

Конечно, все мои усилия, наверное, дали какой-то результат, помогли развитию ребенка. Я радовалась , когда у Вари вовремя появился лепет, когда к году у нее было 7 простеньких слов. Однако, как и многие наши малыши, где-то в год и три месяца Варя замолчала. Пропал даже бессмысленный лепет. Осталось одно-единственное слово "ам", когда она просила кушать. Я не могла добиться от нее даже звука "А".

Вот тут мне вспомнилось, что многие логопеды-дефектологи советуют учить детей читать, чтобы научить говорить. Правда, они не относили эти слова к годовалому ребенку, но мне показалось разумным дать опору на картинку, чтобы вызвать определенный звук. К тому же у меня был опыт раннего обучения чтению моих старших детей, которые легко выучили буквы к двум годам.

A

Я вырезала из упаковочного картона большую букву "А", оклеила ее бумагой, сверху закрыла скотчем, беря во внимание, что дочь будет эту букву грызть.

 

Как учили. Как любое слово до этого. Показывала букву, называла, обыгрывали ее. Могли покатать на машине, спрятать под салфетку. Рассматривали картинку, как девочка плачет, я говорила: "А-а-а!". Через некоторое время добавила "О".  На картинке у крокодила зуб болит, он плачет "О-о-о!". Старалась вызвать звук. Варя буквы быстро запоминала, но повторять за мной не хотела. Я не спешила добавлять буквы, хотелось произношения. Уже шесть букв Варя знала, но не произносила. Однажды утром мы с ней просто баловались. Я заправляла постель и катала Варю на подушке. От восторга она начала кричать "а-а-а". Я уцепилась, стала радоваться, хвалить ее, просить повторить. Мы все утро перепевали с ней "А", я показывала ей букву, она проговаривала. Еще через некоторое время появился звук "О", потом "У". Опять же балуясь, передразнивая меня она начала кричать "Ва-ва-ва". Из этих слогов удалось  научить Варю говорить "Ав" и "Авава"(Варвара). Постепенно произносимых звуков становилось все больше.

Кроме изучения букв, чтобы пошли слоги, по утрам, когда только проснулись и Варя в хорошем настроении, я наклонялась над ней и цепочками четко проговаривала "па-па-па-па-па", пауза, ждешь ответа. Потом "ба-ба-ба-ба-ба" и снова ждешь. Если не отвечает, повторяешь ту же цепочку, если отозвалась - давала новую. Первыми идут "ма", "ба", "па", за ними "та", "да", "ва", потом "га", "ка". Никогда не угадаешь, какой звук вдруг пойдет. У всех по-разному. Важно, чтобы ребенок смотрел тебе в рот, видел артикуляцию.

 

Закончили с буквами к двум годам. Я не торопилась, по одному звуку давала, пока не запомнит. Ежедневно все выученные повторяли. Прорыв был, когда вот в эту игру начали играть:http://solnet.ee/games/g1_g64v.html

Она ее с таким энтузиазмом восприняла, за диктором повторяла, и я вдруг обнаружила, что она запомнила уже и те звуки, которые мы не учили. Главным для меня стало то, что Варька звуки начала за компьютером произносить. Таким образом цель, которую я перед собой изначально ставила - стимулировать речь - была достигнута. Варя начала пользоваться выученными звуками, чтобы обозначать некоторые понятия. Начали получаться слоги, появились новые слова.
azbuka

 

Нужно было двигаться дальше. У нас собралось много букв, для которых пришлось сшить "кармашки". Но я видела, что для звуко-буквенного анализа, как учат читать в школе, Варя не готова. 

Сразу оговорюсь, что мне нравится методика Ткаченко, которая учит звуковому анализу и синтезу, а тех, кто не может произвольно (по своей воле) произносить разные звуки, учит и этому. Я обязательно вернусь к ней, когда Варя подрастет.

Книжку можно скачать тут:
http://www.file-link.ru/news/2010-02-09-408

Думала о кубиках Зайцева и о чтении по складам. В них есть смысл. Не купила потому, на тот момент были финансовые трудности, а эта игрушка довольно дорогая. Начала делать сама.

Однако в тот момент пришла книга ДСА по развитию речи. Там в приложении был рассказ о зарубежном опыте, рассказывалось о разработанной программе обучения глобальному чтению детей с синдромом Дауна. Я почитала, посмотрела рекомендуемый сайт и решила попробовать.

Но это уже тема для другого разговора.