Классификация

Остановимся подробнее. Как все-таки дети учатся классифицировать.

Смысл классификации прост. Все многообразие объектов, требующих осмысления или какой-либо обработки, организуется в виде упорядоченной системы. Для этой системы разрабатываются определенные правила деления и навигации. В ней каждому объекту отведено определенное место так, что не возникает сомнений ни в том, куда поместить данный объект, ни в том, где его искать. Наука логика включает весь аппарат, необходимый для проведения классификации множеств. Классификация как логический оператор – это многоступенчатое логическое деление, когда каждый из членов деления в свою очередь становится делимым понятием, но уже по иному основанию деления.
 
Классификация обязательно начинается с предметов. Как я уже писала в статье о зачатках математических знаний, это очень важный момент. По сути вся математика строится на теории множеств, которые объединяются, разделяются, и даже иногда пересекаются. Куда отнести красно-синий мячик? К красным или к синим игрушкам? Вот вам и пересечение множеств. А вы о чем подумали? 
Причем, классификация по сути бесконечна. Мы можем собрать все синие игрушки в одну коробку, а потом выделить из них круглые, или большие и маленькие. Иногда даже мы, взрослые, затрудняемся в классификациях, с их условностями, которые сами же и напридумывали. Вот она дыня. Куда ее? Фрукт это или овощ? 
Не буду повторяться, о начале работы над классификацией есть тут. Напомню, что для начала это должны быть именно предметы (не картинки) и обязательно одинаковые. Если сортировкой только начинаете заниматься, нужно брать что-то очень контрастное и раскладывать не в одинаковые емкости. Допустим, шарики в ведерко, а машинки в коробку. 
 
Проще всего учить классификации во время уборки игрушек. Кубики сюда, шарики в ведерко, буквы вон в той коробке. А здесь желуди, Зачем сюда бросаешь бусинки? Бусинки в бутылку. Параллельно я давала и обобщающие понятия. Посуда (кукольная) в ящичек, транспорт - в гараж. А поскольку эта процедура ежедневная и регулярная, то и результат как-то сам собой, без особых усилий проявился. 
 
 
Кроме этого, конечно, была и классификация по цвету, по размеру, по форме. Она переплеталась с другими занятиями, с домашними хлопотами. Хотите вы того или нет, но если от ребенка тщательно не скрывать, что все, что на него напяливают - это одежда, то, во что его заставляют играть - игрушки, а вот на кухне дислоцируется посуда, то он в один прекрасный момент приятно удивит вас, и на вопрос где твоя одежда рванет к шкафчику, где эта самая одежда хранится. Честно говоря, когда я подумала, что пора начать Варю этому учить, игрушки, одежду и посуду она уже знала. 
 

Очень интересное упражнение в классификации получается с сухим бассейном для рук. У нас всегда на полочке стоит обувная коробка, заполненная больше чем на половину фасолью. Это мелкая моторика, массаж ручек. Я высыпала мелкие игрушки из киндеров и монетки из копилки туда, все перемешивала, ставила перед своей золушкой копилку и коробочку для игрушек и вперед. Конечно, и фасоль рассыпали, не без этого, но сортировка шла на "ура".

 

 

 
Когда сортировка предметов более-менее налажена, можно перейти к картинкам. С картинками, само собой, у ребенка тоже опыт работы должен быть.
 
Часто работаешь не на сегодня, а на будущее. У меня есть целая серия игр, которая называется "Детский проект "Развитие речи". Первые из них я купила, когда Варе и годика не было. Среди них была игра "Мой первый рассказ". Рассказы мы, само собой тогда составлять не могли, но картинки там замечательные, Варя постоянно просила их с ней рассматривать. Там парные картинки, на одной посуда, на другой стол, на одной комната, на другой мебель. Я спрашивала, а Варя искала нужную, мы рассматривали, что нарисовано и я все время заканчивала: "Это рыбы, они в реке живут". "Транспорт, машины, они по дороге ездят. 
Кроме этого карты лото часто тоже учитывают классификацию, на одной собрана одежда, на другой овощи, на третьей дикие животные. Раскладывая картинки, просто называешь большую карту обобщающим словом. Назвали и пошли дальше. 
 
И вот я решила, что нужно проверить, как Варя запомнила обобщающие понятия, Умеет ли она классифицировать. Это было ближе к двум годам. Я приготовила небольшие карточки, наклеила на них картинки, разложила по отдельным коробочкам. Сначала предлагала рассортировать по коробочкам две перепутанные группы. Допустим, одежду и посуду. Или транспорт и мебель. Еще у нас были коробочки с игрушками, овощами, фруктами, животными и продуктами. 
 
В основном сортировка пошла легко. Мы рассматривали картинки, играли с ними, называли, где что изображено. А потом я предлагала убрать на место. Проблемы вызвали только овощи и фрукты, дикие и домашние животные. С ними пришлось повозиться отдельно.
 
Овощи и фрукты
 
Я выкладывала две большие  картинки. Одна с изображением огорода, другая - сада. Объясняю, что овощи растут на огороде, а фрукты в саду. И играем как в лото. Называю фрукт или овощ, и предлагаю Варе определить, где растет, на какую карточку его положить. Сейчас к большим картам добавились лес и поле. 
 
Дикие и домашние животные 
 
Можно тоже брать карты, но мы ставили домик и дерево и распределяли кого куда. Очень путают ребенка мультфильмы и сказки. Ну какой же медведь дикий, если он в домике живет, и ведет себя ну совсем по-людски. Эта сортировка тоже предполагает усложнение, например, животные, которые живут в джунглях, или на севере. 
 
Сейчас у нас с Варей есть игра, в которой куклы баловались, вытащили из шкафа всю одежду, из холодильника продукты, перепутали посуду и игрушки. Теперь нужно навести порядок.  Все эти предметы берем из карточек. А вот мебель, куда это раскладывается - настоящая, кукольная. Можно, конечно, и картинками заменить. Раскладывает с удовольствием, главное, рядом охать, переживать и хвалить, чтобы интерес не пропал. 
 
 
Бесконечная классификация
 
До этого мы пока не доросли, но в ближайшее время начнем пробовать. Из кучи карточек сначала выбираешь всех животных. Затем делишь их на домашних и диких. Из домашних затем можно выбрать всех рогатых. Или с копытами. Можно делить по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает. 
 
Найди "лишний" предмет.
 
Когда станет ясно, что смысл обобщающего слова ребенок понимает, тогда можно пробовать задания на исключение лишнего объекта. Если малышу непонятен смысл слова лишний, то можно говорить, не подходит. И в самом деле, с каких это пор машина стала лишней, пусть даже и находится среди посуды. Обязательно после того как ребенок покажет лишнее, нужно подвести итог, да, машина не подходит, лишняя. Кастрюля, сковорода, чайник (показываем) - это посуда, а машина - транспорт, её нужно положить к транспорту. 
 
Глобальное чтение и классификация
 
Сейчас у нас с Варей накопилось около 200 карточек для глобального чтения. Было бы глупо не использовать такой подходящий материал для классификации. Я поделила картинки на группы, разложила по прозрачным папочкам и наклеила названия групп. Читаем слова по темам, одновременно называя к какой группе относится. Пока делаю это сама, Варя привыкает к новым правилам. 
 
Здесь об этом не буду, но есть еще третий этап. Держу пока в уме и подумаю об этом позже. К школе ребенок должен начать классифицировать по группам не предметы или картинки, а слова.