Математика

Материал не мой, пользуюсь сама, хочу поделиться со всеми.

Про Нумикон

Так же про это пособие можно прочитать в последнем номере журнала "Сделай шаг" (номер 3(44)октябрь 2011), который выпускает ДСА.

 

 

В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ –  представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С  формами Нумикона  можно увлекательно играть.  Ребёнок может доставать  их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия,  отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Их можно выстраивать в ряд,  накладывать на специальную доску (по типу «Лего»), на плоскостное изображение, использовать для конструирования по рисунку на плоскости и составлять из них свои узоры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы можно  скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел.  Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа  как соответствующей формы Нумикона. 

 

С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и  количеством.



    Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.



   Чётные числа представлены в Нумиконе прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и 
зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Выстраивая на
доске
  штырьки Нумикона одновременно двумя руками, ребёнок может заметить, что, если последний штырёк остался один (вторая рука свободна) – число штырьков нечётное, если же и на последнем ходу заняты обе руки – получается чётное число.






 

 

Наш опыт показывает, что числовой ряд из  Нумикона становится у ребёнка гораздо
легче цифрового ряда.
   Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок  видит, что каждое следующее число больше предыдущего  на один. 

 

 

 

 

 


Мы можем сталкиваться  с ситуацией, когда дети с выраженной задержкой развития, уже зная цифры и соотнося их с количеством, и  зная числовую последовательность, тем не менее, без внешнего контроля и пошаговых инструкций не могут выстроить цифровой ряд. 
Выстроив самостоятельно ряд из форм Нумикона, они  могут использовать его как опору для построения цифрового ряда.

 



   

 

 

 

 

 Накладывая две формы Нумикона друг на друга, ребёнок получает преставление о сравнении чисел по величине,  впоследствии может определить, на сколько одно число больше или меньше другого. 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идётв пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании. 

 

 

 


Нумикон даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.  

Таким способом можно подойти к представлению о простейших уравнениях типа 5 +     =8 .

 

  



 

С помощью Нумикона можно наглядно показать детям образование чисел второго и последующих десятков, дети могут сами строить плоскостные и объёмные модели этих чисел, оперировать с ними. Например, чтобы к 7 прибавить 5, ребёнок пристраивает на плоскости последовательно («в длину»)  форму 5 к форме 7 так, чтобы между ними не было зазоров,  накладывает сверху форму10 и видит, что после неё осталось ещё 2  (можно наложить ещё форму 2) –получилось двенадцать. Таким способом дети решают примеры с переходом через десяток и могут складывать числа в пределах сотни.



      Нам кажется важным, что с помощью Нумикона ребёнок учится считать не единицами, а сразу паттернами, что значительно облегчает в дальнейшем для него счётные операции и позволяет производить их быстрее. В то же время Нумикон сам по себе является наглядным и осязаемым счётным пособием, «счётной машинкой», которая позволяет быстро и понятно производить операции сложения и вычитания ребёнку-дошкольнику.  Детям с задержкой развития или интеллектуальной недостаточностью Нумикон будет помогать и в более старшем возрасте.



 

Важно отметить, что для формирования у детей элементарных математических представлений мы использовали пособие Нумикон в сочетании с другими, используемыми нами прежде, материалами и методиками, как дополнение к ним. Образование, состав чисел и счётные навыки отрабатывались на разнообразном предметном материале. Числовая лесенка выстраивалась с помощью LEGOEducation, это пособие давало также возможность детям оперировать с цифрами в период, предшествующий их  записи. Широко использовалось пособие «кораблики» - современный удобный аналог счётных палочек, карточки с точками и предметными картинками, дидактические игры, печатные материалы.  Использование вместе с Нумиконом разнообразных материалов и пособий предотвращало возникновение у детей стереотипов, например, привязки числа к цвету формы нумикона, облегчало возможность переноса полученных умений и навыков, способствовало наиболее эффективному формированию 
у детей элементарных математических представлений.

Видео с семинара по инклюзивному образованию "Обучение математике"



 






       Результаты использования  Нумикона  (в сочетании с другими пособиями) с детьми 6-7лет:



- дети группы развития «Особый ребёнок» (диагноз - РДА, ОНР 1, выраженная интеллектуальная недостаточность), которым прежде счёт был недоступен, выстраивают числовой ряд  из форм Нумикона,  соотносят формы Нумикона с цифрами;



- у детей  с синдромом Дауна 6-7 лет сформирован счёт в пределах 8-10: пересчёт, отсчёт заданного количества, соотнесение количества, числа и цифры.  Дети осваивают с помощью Нумикона операции сложения и вычитания в пределах 5-9, записывают примеры с помощью LEGOEducation;



- дети с ДЦП (тетрапарез,  ЗПР) с помощью Нумикона освоили числовой ряд.  Сформирован счёт в пределах 10,  детивыполняют счётные операции в пределах 10 с помощью Нумикона, записывают  примеры с помощью LEGOEducation;



-  дети, имевшие в начале года диагнозы ЗПР и ОНР,в настоящее время  выполняют  все задания по формированию счётных представлений, соответствующие возрастной норме.  С помощью Нумикона они могут участвовать в занятиях инклюзивной группы наравне с нормативно развивающимися детьми;  



- нормативно развивающиеся дети с помощью Нумикона  легко решают примеры с переходом через десяток.

 


автор:

Леонтьева Елена Ефимовна – учитель-дефектолог ГОУ д/с 288 г. Москва.
 Педагогический стаж – 22 года. Имеет высшую квалификационную категорию, является почетным работником образования (нагрудный знак),  победитель в конкурсе «Грант Москвы» в сфере образования (2009 г.)

 

Как мы начали работать с нумиконом.