Этапы работы с Нумиконом

Как правильно работать с пособием "Нумикон"

Вы купили пособие "Нумикон" и начинаете с ним работать. 

Самое главное - не учите считать. Играйте. И не только на первых этапах, но и дальше. 

Я не сразу это поняла, но истинная суть нумикона в том, что формы можно видеть, ощупать, получить зримое, осязаемое понятие, что такое числа. И именно в игровой деятельности исподволь накапливается богатейший опыт: представления о величине, количестве, взаимосвязях. Тогда счет возникает сам собой, как необходимая жизненная логика.

Этапы.

1. Учим названия форм. Ребенок ведь просто так запоминает, что это ложка, это мишка, это книжка. Вы никаких дополнительных разъяснений не вводите. Вот и у форм нумикона есть имена. Их зовут один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Часто учат вначале первые пять, потом до 10. Дело каждого, мы учили сразу. Ведь мы просто играем, и мама просит:

- Подай 4, сделаем стол. Где у нас 6? Это хлеб. А 5, давай, будет колбаса. Клади 5 на 6. Куклу угости бутербродом. 

Как запомнить быстро? 

- Закапывать формы в песок или в фасоль, или в крупу. Когда находит - говорить, что попалось.

- Прикрепить к формам железные скрепки, бросить в таз с водой и магнитной удочкой вылавливать.

- Сложить в мешок и просить по одной доставать. 

- Использовать в играх с машинами - грузить, перевозить.

- Использовать в играх с куклами вместо продуктов, косметики. Представьте, что 9 это флакон с духами. Цифра 7 отлично подходит для изображения крана с водой. А 6 может стать кроваткой или партой. Единички превращаются в тарелочки, двойки в молоко или хлеб и т.д.  Варе и куклы, впрочем, не были нужны - их легко заменяли штырьки из нумикона. Если ребенок не верит, что это человечки - прилепите им глазки из пластилина.

Вы даже не представляете себе, как быстро ребенок запомнит все 10 названий. Главное, чтобы они были нужны ему для игр, чтобы было интересно.

И, конечно же, нумикон это забавный конструктор, из которого можно строить дорожки, башенки, выкладывать картинки на белой доске.

2. Выстраиваем числовой ряд. 


Если у малыша все в порядке с первоначальными математическими представлениями, то есть, если он может выстроить ряд фигур от меньшей к большей, вложить кастрюльки на кухне одна в одну, или расставить по росту матрешек, то разложить формы нумикона в порядке возрастания для него не будет сложным. Обычно я просила построить лесенку, по которой какой-то герой(кукла, космонавт, инопланетянин или тролль) будет ходить.  И во время движения считать. Шагаем по формам и называем их. Вначале от 1 до 10. А вот космонавты всегда ведут обратный отсчет для запуска ракеты на луну (можно даже мячик взять и ракету приготовить, чтобы космонавту было куда лететь). И для такой игры считаем от 10 до 1, вернее до слова ПУСК! и запуска ракеты.

Когда Варя строила ряд, я ей иногда подсказывала, что следующее число на 1 больше. То есть, подносила к форме 1 еще 1. Примеряли - следующая будет 2 и так далее. Это на будущее, чтобы сразу ребенок видел, что каждое следующее число на 1 больше, чем предыдущее.

В этот же период я ввела цифры. Просто карточки с цифрами раскладывали под формами. В этот период можно вводить номера домов, гаражей. Я на скотч приклеивала на машинки номера. И можно так же номером обозначить их место хранения. И тут начинается обращение внимания на: номера домов и квартир, автобусов и троллейбусов. Номера мест и рядов в театре. Часы.  Все, где есть цифры - показываем. Не заставляем запомнить, просто обращаем  внимание.

3. Сравниваем числа.

На самом деле сравнивать числа несложно. Опять же, если вы не забыли объяснить что значит больше-меньше до нумикона. Ребенок сразу различает какая форма больше, в крайнем случае можно проверить наложением. И тут появляется тот самый крокодил, который свою пасть открывает на ту, которая больше. Игра так и называется "Покормим крокодила". Если присмотреться, то пасть напоминает знак больше-меньше. И этот кусочек школьной программы становится очень простым, если играть часто. Через некоторое время пастью крокодила стал просто знак >.

Не забудьте, что может быть поровну. И вот тут используется знак равно!!! В это тоже можно поиграть. Крокодил плачет, так как не знает, какую же съесть! Мы играли с Варей в школу, и я часто ошибалась, а она исправляла. В какой-то момент положила две цифры, а формы рядом с ними - нет. И Варя правильно вставила знак. Я удивилась, стала проверять  и оказалось, что формы уже и не нужны, она помнит, что больше, а что меньше.

 

4. Состав числа.

Состав числа проще всего учить, строя башни и дорожки. Кладем в основание 5, вставляем штырьки. Дальше - я кладу 4, а ребенок должен достроить этаж - положить 1. Снова вставляем штырьки. Я кладу 3, а ребенок должен положить 2. На самом деле он нам ничего не должен, и вполне может поставить 2 единички. И это тоже правильно, только потом все равно нужно сделать еще один этаж, где все-таки лягут 3 и 2. И так далее. Все возможные варианты. И такие башни строим бесконечно со всеми формами. Точно так же из четных форм строим дорожки. Ширина дорожки -8. значит можно ее построить из 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4 и т.д. до нужной длины. Потом кукла пойдет, или машина поедет. Не забудьте, что строили для игры!

После этого уже можно показывать знак + и объяснять, что если сложить 2 формы вместе - это сложение. И включаем все игры на сложение. Их очень много.

А если наложить формы друг на друга - то это вычитание. Можно, конечно, и ладошкой прикрывать.

В это время я показала и знаки, и правильную математическую запись. Использовали магнитные цифры на полу или на доске.

 5. Пересчет точек на форме и предметов на столе.

Нумикон это пока игра, но уже пора учиться считать. Я не утерпела, и мы с Варей и до этого этапа считали предметы. Я могла в форме нумикона выложить крекер и спросить  сколько? Или просила взять из вазы одну! конфету. Если она брала две - настаивала и показывала одну! возьми. Отдельно от нумикона у нас жили вначале один и много, два и много, три и много. А еще игры с кубиком. Мы его просто кидали, Варя догоняла и кричала: "Три, пять", - или сколько там выпало. И вот присоединился к этой работе нумикон. Раскладываем куклам фасолины(орешки, желуди, бусины) по тарелкам, нужно положить по 3. И в тарелку кладем форму 3, а в дырочки - фасолинки. А еще заклеиваим дырочки на пластинах пластилином. Форму вынимаем, смотрим. Сколько? Тут важно зрительно ухватывать количество. 

Очень хорошо зрительно видеть количество помогает игра "Халли-галли" 

Мы вначале играли по своим правилам. Я ставлю колокольчик на стол и прошу звонить, когда увидишь, допустим, 3. Открываю карты и, когда ложится 3, делаю паузу, если не берет - звоню в колокольчик сама и забираю себе все карты со стола. Постепенно ребенок улавливает принцип игры и его не нужно подгонять. Три предмета видит. Можно проверять на куклах, тарелках, машинках, пальчиках. Когда отработаны все 5 - можно начинать пользоваться реальными правилами игры.

https://www.youtube.com/watch?v=K42Jg4j--lU&feature=youtu.be