Путь от семи к девяти месяцам

Встаем у опоры, и ползаем. Как мы формировали пассивный словарь. Дидактические игры и любимые игрушки.

Варя



В 7 месяцев, на обычном приеме у педиатра, молоденькая девочка-медсестра взвесила-измерила Варю и стала давать мне стандартные рекомендации по развитию ребенка. Среди прочих такое:

- С 7 месяцев у ребенка формируется пассивный словарь. Каждый день он должен запоминать одно новое слово.

Я промолчала, перевела разговор на другое, хотя внутри все сжалось в комок. Снова стало себя жалко, всплыли мечты об идеальном ребенке. Вспомнилось, что старшая моя дочь уже к 6 месяцам понимала кучу слов и махала "до свидания". По дороге домой взяла себя в руки, решила не накручиваться. Сказала себе: а что мешает попробовать?




Как мы работали над пассивным словарем


Дома я продумала серию занятий. Громко сказано, делала это между делом, играя с дочкой.

Выглядело это примерно так. 

ЗайкаЗайка
Беру зайку. Все остальные игрушки из поля зрения стараюсь убрать.
- Топ-топ-топ! (зайка идет к Варе).
-Варя, зайка! Смотри, зайка! (Все лишние слова говорю обычным голосом, не акцентируя, а зайку выделяю интонацией, громкостью, эмоцией.)

Варя радуется, хватает зайку, тянет в рот. Я не возражаю, но предлагаю:
-Обними зайку! Зайка! Хороший зайка! (помогаю её рукам обнять зайку).

Зайка ушастый, его удобнее всего брать за уши ребенку. Поэтому мы рассматриваем ушки, я их несколько раз называю. Выделяю громко два слова: ушки и зайка.

 

Где глазкиТак как глазки мы уже выучили (начинали на кукле, у которой они закрываются) говорю:
-Где у зайки глазки? Покажи глазки. Вот они глазки. (если не показывает - беру её пальчик и показываю сама).

После этого зайчика заставляю что-нибудь делать. Например, здороваться с Варей, играть в "ладушки", или еще что-нибудь, что обычно делают с Варей. Ей это дело нравится.

Потом читаю стишок или пою песенку про зайку.

Заинька попляши!
Серенький попляши!
Вот так этак попляши!
Вот так этак попляши!
Где нос?
Заинька топни ножкой!
Серенький топни ножкой!
Вот так этак топни ножкой!
Вот так этак топни ножкой!

 

Заинька бей в ладоши!
Серенький бей в ладоши!
Вот так этак бей в ладоши!
Вот так этак бей в ладоши!

Заинька покружись!
Серенький покружись!
Вот так этак покружись!
Вот так этак покружись!

Заинька поклонись!
Серенький поклонись!
Вот так этак поклонись!
Вот так этак поклонись!

Все эти действия проделываю с игрушечным зайцем. С другими игрушками так же. Добавляются звукоподражания, меняются песенки-стишки.

 

Как учила показывать глазки. Начинали с куклы, у которой они закрываются. После упражнений с попытками выковырнуть у куклы глаза или хотя бы обсосать, я показывала на других игрушках глазки. Указательного жеста еще нет, она их пробует загрести рукой. 

 

Результат меня вдохновил. К 8 месяцам показывали глазки, нос, рот, хвост, ушки на разных игрушках и на всех членах семьи. Выучили названия игрушек: мишка, собака, зайка, кошка, барашек, мышка, кукла. И я добавляю другие. На "дай руку" подает руку, на "обними" - обнимает, на "поцелуй" - лезет целоваться.

 

Как учила Варю давать ручку. Сначала говорю:
- Дай, руку.
Кладу ее руку себе на ладонь и трясу:
- Здравствуй, Варя.
Через некоторое время она начала протягивать руку сама. Хвастаюсь папе. Он не понял очередности, протягивает руку и говорит:
- Здравствуй!
Она в ответ подает руку. Весь вечер вся семья развлекалась, здороваясь с Варькой. 

 

Не нужно думать, что результат пошел сразу.

Я почти месяц интенсивных занятий видела лишь проблески каких-нибудь понятий. То вдруг глазки пошли, потом снова ничего, то хвостик. Из двух-трех игрушек ту, что прошу, то выбирает, то нет. Но я всё равно, покажу за неё и долблю нужные мне слова, каждый день добавляя что-нибудь. И вдруг она мне из кучи давай все игрушки по моей просьбе доставать, а потом глазки-носики показывать. А вечером уже папе показывала, где у брата глазки, нос, рот...
Я аж прослезилась.

Не зря в книжках для нас пишут, что всё не напрасно, что всё откладывается в голове, и результат будет. Не показывает ребенок - не настаивай. Покажи сама его ручкой, или еще каким-то способом, и обрадуйся, похвали, будто ребенок это сделал сам. Придет день, и всё, что наработано, покажет. Трудно было начать. Постепенно слова стали идти легче.

Вот еще примерное занятие по развитию речи. Дополнительного времени не требует. Сама жизнь и есть занятие.

 

Учим волосы. Показываем и на куклах, и на людях. По утрам причесываю её, заплетаю - говорю:
- Волосы Варе причешем. У Вари волосы. Волосы. Причешу волосы. Маме тоже причешем. Где у мамы волосы. И Варе волосы причешем. (здесь принцип - лишних слов не говорить, а нужное 120 раз повторять).
Потом даю ей расческу, её рукой провожу расческой по своим волосам. Прошу:
-Причеши маме волосы.
Расческой проводит по волосам. А потом расческа следует в рот. Не всегда успеваю отнять. Вообще-то нужно дать облизать расческу, потому что ребенок пока не попробует на вкус - не успокоится. 

Дидактические игры

А теперь другие занятия на развитие познавательной деятельности, действий с предметами и сенсорики. Развитие речи здесь тоже одна из целей. Отрабатываем слова: бух, сними, надень, спрячь, спасибо.

 

В 8-9 месяцев важны занятия на разъединение и соединение, выкладывание и вкладывание, сопоставление части и целого. Нужно научить использовать разные полые пространства и снимать крышечки. Имейте в виду, что занятие не должно занимать более 5 минут. В день можно провести несколько коротких. И, конечно, повторенье - мать ученья. Варьируешь одно да по тому изо дня в день, пока не увидишь результат.

Это теория. Что делаю я.

 

Сними колечкоПирамидка.
Сначала показываю пирамидку собранную. Ах какая красивая! Этих слов не говорю, но эти интонации должны звучать в слове пирамидка, чтобы привлечь внимание.
-Смотри, пирамидка. Пирамидка. На, пирамидку. Пирамидка.
Не жду, что запомнит сразу слово пирамидка. Просто думаю, что если каждый день называть, поймет.

Дальше побуждаю снимать колечки. Если не получается - кладешь руку на колечко, снизу подталкиваешь, помогаешь снять.
-Сними колечко! Вот так сними колечко! Варя сняла колечко.
Не знаю как у кого, но у нас снятое колечко обязательно идет в рот. Даю маленько облизать. Дальше прошу дать его мне. Протягиваю раскрытую ладонь.

Дай колечко
-Дай колечко! Маме дай! Дай маме колечко!
Если не дает - подвожу её руку с колечком к моей ладони и помогаю уронить колечко. Дальше киваю головой:
-Спасибо! Спасибо! Варя дала маме колечко. (До этого мы учились давать руку, я уже писала. Варя первое время на дай выкидывала из руки игрушку и начинала здороваться. Я объясняла : Не руку, колечко дай! Постепенно поняла.)

 

После этого бросаю колечко в ведерко из-под майонеза, комментирую:

-Бух! Упало.

В процессе усложнения занятия бросать в ведерко будет ребенок.
-На колечко! Бросай. Бух!

Все повторяем со следующим колечком. У нас пирамидка маленькая, всего три колечка. Пока достаточно.

Когда все колечки в ведерке из-под майонеза предлагаю их спрятать. Закрываю крышечкой от майонеза. Просто кладу сверху крышку, не защелкиваю.
-Спрячем колечки. Где колечки?

Побуждаю снять крышечку. Обратите внимание - здесь очень важный навык - противопоставление большого пальца остальным. Если у малыша не получается правильно взять - нужно помочь.

-Вот колечки! Варя нашла колечки!

 

Дальше высыпаем колечки из ведра. Тоже навык. Перевернуть ведерко и высыпать. Или достаем по одному. Ведерко держу, чтобы не перевернула. Сначала Варя боялась засунуть руку в ведерко, мы тренировались на тазике с клубочками ниток, потом освоилась.

После этого или сама на её глазах собираю пирамидку, или побуждаю её одевать колечки, конечно помогаю - штырек подсовываю, чтобы одевались. Комментирую:
-Надевай колечко. Молодец! Еще колечко.

В итоге, убирая пирамидку еще раз называю:
-Пирамидка! Собрали пирамидку. Уберу пирамидку.

Компьютер

 

Из кубиков строила башню, чтобы Варя ее ломала, но постепенно уговаривала, чтобы и она пробовала поставить кубик на кубик.  Делала это ее рукой. Учила играть. Кукла плачет, пожалеем. Танцует, поет, кушает...  Где-то с шести-семи месяцев начали катать шарики и мячики, сравнивать с кубиками.
Еще тренировались пить, есть с ложки, грызть какую-нибудь сушку.
С 6 месяцев начали регулярно читать книжки. Варя очень любила Барто в подарочном издании с крупными рисунками.
Особенно картинка, где мама зовет малыша на ручки, приводила ее в неописуемый восторг.
Музыку слушали классическую и инструментальную. Примерно в это же время Варя начала свое знакомство с компьютером. Смотрели фильмы Беби Энштейн. Три музыкальных - Бах, Моцарт, Бетховен и про животных первые две части. Еще она очень любила презентацию с картинками реальных животных на белом фоне и их голосами. Презентация так и называлась: "Как говорят животные". 

 

Некоторые игрушки

Перчаточные куклы Эти смешные куклы я шила когда-то старшим детям. Сейчас такое можно найти в продаже. Восторг малыша, считающего, что кукла сама движется, разговаривает с ним, здоровается, играет в ладушки, машет "пока" ни с чем не сравним.

 

 

 

 

 

 

 

МешочекЭта игрушка называется "Чудесный мешочек". Я ее не шила, дочке на день рождения в ней подарок принесли. Внизу вшита коробочка, а ткань прозрачная. Тесемочки затягиваются(тренировка мелкой моторики) . Я напихивала в нее тесемок, оставляя концы торчать. Но целью было научить доставать игрушки. Засунуть туда руку Варя долго не решалась.

 

 

 

 

 

 

 

ЧерепахаЭто первый наш сортер. Игрушка может быть и другая. Главное в ней то, что у нее всего одно круглое отверстие, в которое можно просовывать не только те формы, которые с ней вместе продавались, а еще шарики, которые смешно выкатываются из нее, когда черепаха переполнена. Цель - научить засовывать предметы в дырочку.

 

 

 

 

 

 

А здесь видно, как по-разному можно играть с одной и той же игрушкой, сколько различных вариантов можно придумать. Ведь колечки можно и бросать, и надевать, и снимать, и в емкость складывать.

Пирамидка    Пирамидка Пирамидка  Лента

 

 

Встаем у опоры и ползаем

Учимся вставать

Сначала мы научились вставать со скамеечки у дивана. Скамеечка это громко сказано, я набила подходящую коробку из-под обуви книгами, чтобы была тяжелая, не прогибалась и не отъезжала. Можно и купить, конечно, такие в ikea продаются. Главное, чтобы высота была подходящей. Когда малыш сидит, у него ноги должны быть согнуты под углом 900, а ступня полностью опираться на пол. Теперь нужно найти подходящую плоскость, чтобы когда ребенок сидит на этой скамеечке и играет, она была как раз на уровне его груди. Я снимала диванную подушку. Другие использовали, например, музыкальный центр. Придумывала какие-нибудь увлекательные занятия, чтобы ребенку захотелось потянуться за игрушкой и встать. Например, шарик (волчок) откатился и его уже не достать. Как только малыш сделает попытку потянуться, его нужно как бы качнуть из стороны в сторону, чтобы он встал. Через некоторое время он поймет, что для вставания нужно перенести центр тяжести на одну ногу и начнет вставать сам.

 

 

Встает с колен

Одновременно я тренировала Варю в стоянии перед этой же плоскостью, с теми же игрушками просто на коленочках. Не сидеть на них попой, а именно стоять. Вначале даже придерживала ее за ягодицы. И так же побуждала встать на ноги, слегка качнув из стороны в сторону. Еще, когда она стояла на четвереньках, брала за руки, и тоже не тянула, а качнув побуждала встать на ножки.

 

Мы на четвереньки встаем самостоятельно с 6 месяцев, назад ползали на четвереньках. Садилась с четверенек. Через шпагат или через бок не умела. На четвереньках её за руки возьмешь - тут же подпрыгивает- встаёт.

 

Как Варя на четвереньки начинала становиться. Она сначала из положения лежа на животе подтягивала ноги под себя и вставала на четвереньки. Часто я ее сама к этому побуждала, ставя так ее ноги. Это было довольно долго. Чтобы удержать её в этой позе, я с ней на четвереньках играла в собачку. Пела песенку:
К нам пришла собачка.
Умная собачка.
Хвостиком виляет,
Очень громко лает.
Гав-гав-гав!

При этом чуть-чуть покачивала её из стороны в сторону, или по диагонали. На слова "хвостиком виляет" - мотала попкой. В книжках не советуют качать вперед-назад, это движение обычно дети сами изобретают, оно подготовительное к ползанию. Если поторопить - потеряет равновесие, будет бояться этой позы. Потом, когда на четвереньках будет стоять устойчиво - можно пробовать одной рукой брать игрушку, толкать мяч и т.д. А двинуться вперед может заставить только сильный стимул. Потом начала ползти назад и садиться. Причем пока усядется могла проползти метр-два назад. В восемь с половиной месяцев начала из положения сидя вставать на четвереньки. До этого, хотя я ее специально учила выходить из положения сидя в положение на четвереньки, она протестовала, садилась назад.

Назад от целиКогда Варе исполнилось 8 месяцев я задавалась одним вопросом. У Уиндерс написано, что как только ребенок на 360 градусов вокруг себя по пластунски научится поворачиваться, значит готов к ползанию. Мы уже в 6 месяцев так могли. А вот вперёд себя не подтягивает никак. Скажите, если ребенок на четвереньках проползает назад на 3 метра, упирается задом в дверь и садится - это он ползает? Причем ползет к мигающему фонарику, который так и остался лежать посреди зала?

 

Однако за 4 дня до девяти месяцев Варя все-таки поползла.

 

Из дневничка

 

10.04.09

У дочки сейчас любимое упражнение - я беру за руки, Варя лежит на мяче на животе. Поднимаю её вверх, прокатываю по мячу до её коленок, а потом назад. Хохочет в голос, или визжит от восторга.

15.04.09

Варя сегодня сама встала у дивана.

26.04.09

Варю уговорили играть в ладушки своими руками, а не мамиными. Размахивается из-за плеч, ладошки растопыривает, а рука в руку может не попасть. Бьет один раз, потом, смутившись, складывает ладошки вместе и улыбается.
Наконец-то нам надоело сидеть на одном месте! Третий день из положения сидя переходит в положение на четвереньках - дотягивается до игрушки и садится назад, или ложится поиграть с игрушкой. Делает шаг руками вперед. Раскачивается. Может всё-таки поползёт?
С мелкой моторикой пока не знаю что делать. Не готова еще рука. Потихоньку учу выделять указательный пальчик, да начали наконец противопоставлять большой. Кольца с пирамидки, крышечки разные снимать учимся. Тесёмочки из дивана вытаскиваем. Крошки со стола всей граблей захватываем и в рот!

06.05.09

Я уже писала, что Варюшка вставать у опоры начала. Сегодня сидит на диване, я тяну через голову с неё майку, она уцепилась и как мячик подпрыгнула за майкой. Я и снять до конца не могу - она за неё стоит держится, и поймать её неудобно - обе руки заняты.

 

07.05.09

Пинцетного захвата пока нет. Просто по нормам для обычных деток пинцетный захват формируется именно к 8-9 месяцу. А у наших гораздо позже.

06.05.09
У нас теперь новые четвереньки. Одна нога на ступне, другая на колене. Одной рукой на полу, а другой игрушкой машем. Эту другую руку поднимает выше головы, смотрит на неё, а равновесие при этом не теряет, еще и раскачивается.

 

08.05.09

Ура! Мы поползли на четвереньках вперед!
Одна нога, правда, на ступне, а другая на колене, но шажков 5 уверенно делает до цели! Цель — мама.

Мы уже облизали горшок, ботинки уличные погрызли и размотали катушку с нитками.

09.05.09

Весь день сегодня тренировалась. Достанет игрушку к которой ползла, сядет, отбросит её, и кследующей цели. Отрабатывает навык. И на обе ступни подниматься пробует, и просто на коленях пару шажков делает, но в основном получается когда одна нога на колене. а другая на ступне. Все другие занятия сегодня игнорировала.