Полгода. Шестой и седьмой месяц

Режим дня и расписание занятий. Формирование основных двигательных навыков. Как учить сидеть и садиться, ползать и вставать.

Наш режим (обязательная ежедневная программа)
Стоит
Утром оставляю на полу, пока у дамы хорошее настроение — кувыркается (переворачивается) и "ползает" сама, когда начинает капризничать - делаю массаж, гимнастику, потом закаливание, даю грудь и спать.
После сна (минут 20-30 спит) снова на пол. Немного играет сама, потом я с ней занимаюсь - тянемся к игрушкам, играем в прятки и т.д.
После этого кушаем и идем гулять. На прогулке спим. Стараюсь гулять в любую погоду.
После прогулки собирается семья. Тут ее развлекают все кому не лень. И подбрасывают, и в пестушки всевозможные играют и по полу с ней ползают. Обязательно - упражнения на мяче. Я обычно сама провожу.
Здесь еще небольшой сон у нас (10-15 минут). И снова на полу. Играет сама или с нами, слушает музыку (любит классику и инструменталку, или гитара вживую). Обязательно читаем книги. Слушает внимательно, а что там в голове остается - не знаю. Пальчиковую гимнастику и похлопывания всякие по лицу делаю раза 3 за день.
После этого купание и сон.
 
 
 
 
Умение сидеть и садиться

7 февраля 2009 года, то есть за 4 дня до 6 месяцев, я написала на форуме Мыса Доброй Надежды:
«Девочки, мы, кажется, сидим (ттт).
Позавчера сидела у меня между ног, чуть впереди, придерживалась за мою ногу слегка. Тут сын начал раскачивать и вертеть возле себя мяч, а сам со старшей сестрой разговаривает. Варюшка так завороженно на это смотрела, аж держаться забыла. Сначала смотрела не отрываясь, а потом давай руками махать от восторга. Вот пока это волшебство с мячом продолжалось мы и сидели. Вчера давай пробовать ее посадить. Сидит, пока за игрушкой не потянется равновесие держит. А вместо ползания у нас получается поворот на 360 градусов вокруг пупа и очень шустро.»

Это вызвало бурные обсуждения вопроса когда, как, и нужно ли учить ребенка сидеть, садиться и пр.


Я ярая противница высаживаний, когда незрелого ребенка, который не может и спинку-то держать, бабушки засунут в подушки и он так по 20-30 минут сидит, весь искривившись. Всегда считала, что пока сам не сядет. И занималась с Варей больше ползанием. Меня возмутило, что в книге "Маленькие ступеньки" предлагают садить ребенка без поддержки еще до переворотов. Особенно впечатлила идея с коробкой. Это рекомендация для 5 месячных детей:

Чтобы малыш мог практиковаться, когда вас нет рядом, поместите его в прочную картонную коробку, подложив клинообразные подушечки между ним и боковыми и задней сторонами коробки.
 Положите в коробку перед малышом игрушки. Коробка не должна быть очень высокой, чтобы малыш мог из нее выглядывать. Оставьте его в коробке недалеко от того места (на кухне или возле дома в саду), где вы работаете. Коробка должна быть достаточно широкой, чтобы ребенок мог наклониться в сторону под углом 45 градусов или на такой же угол назад. Если малыш опрокинется, стенки коробки не дадут ему упасть, и он сможет сам выпрямиться. Аналогичным образом можно использовать корзину для белья или плетеную колыбель с верхом. Помните, что ножки малыша должны быть выпрямлены.

Ссылка на украинский сайт, где выложены Маленькие ступеньки с картинками и откуда все книги можно скачать в формате word.
http://www.downsyndrome.com.ua/little-steps/ 

У Уиндерс тоже присаживание начинается рано.

Вот здесь можно скачать книгу П.Уиндерс по развитию общей моторики у детей с синдромом Дауна. Нужно кликнуть мышкой по слову "тут" и откроется ссылка для скачивания.
http://sunchildren.narod.ru/grossmotorskills.html

Сидит с опорой
Так вот, ни в угол дивана, ни в подушки я ребенка не сажала. На ручках немного, на мяче качались сидя, на полу с развивающим центром немного. При присаживании за руки она обычно вставала, сидя не хотела оставаться. Но и стоять много мы ей не давали. Думаю, что присаживать помаленьку можно (врачи с этим согласны - рылась в интернете), но чтобы ребенок не уставал. Главное, не забегать вперед, не перепрыгивать через ступеньки, а идти по порядку от навыка к навыку.

Все дети начинают из положения лежа на прессе пытаться сесть. Кто только голову отрывает, кто на попе уголком стоит, но сесть из этого положения нереально... В идеале ребенок должен начинать садиться через бочок, или с "четверенек".

Уиндерс советует так:
Когда малыш научится подтягиваться и садиться, пользуясь обеими руками (речь идет о присаживаниях за мамины руки), это означает, что он готов осваивать умение подтягиваться и вставать путем поворота на бок. Сначала вы будете сами поворачивать его со спинки на бок, а затем поднимать, чтобы он сел. Ему нужно научиться садиться, проходя через промежуточное положение. С этим он раньше не сталкивался. Пока он не освоится с такой последовательностью движений, ему, возможно, потребуется дополнительная помощь. Лежа на спине, малыш одной рукой хватается за ваш большой палец, а вы поворачиваете его на бок и приподнимаете так, чтобы он мог опереться на ту руку, которая окажется внизу. Из этого положения надо помочь ему подтянуться и сесть прямо.

Одна мама спросила:
Как вы считаете, что ваш ребенок сидит? Это считается с того момента когда:
1) Малыш сидит НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ и играется
2) Малыш долго сидит и играется игрушками, наклоняется и снова выравнивается сидя
3) Вообще садится сам, а не когда его сажает кто-то другой.
Как вообще правильно то? А то у некоторых дети сидят с 7 месяцев и даже с 6. Это имеется в виду уверенно что ли?

Давайте разберемся. Все три перечисленных пункта - это отдельные навыки.
У Уиндерс первый навык сидит, не опираясь, в течение 3-5 минут.
Если этот навык тренировать, то скоро малыш сможет сохранять равновесие, и само­стоятельно выравниваться если наклонился за игрушкой. Вот еще один шаг вперед.
Умение садиться самостоятельно это следующий навык. Обычно дети садятся из положения стоя на четвереньках. А могут придумывать другие способы, например через шпагат, чего не хотелось бы.
Сидит с опорой на колени
Не буду расписывать здесь пошагово, как учить сидеть сначала с поддержкой, потом с опорой на плоскость (развивающий центр), потом опираясь руками на собственные колени. Это все очень подробно есть у Уиндерс. Сама бы я никогда не догадалась посадить ребенка на маленькую скамеечку. А ведь именно с нее ребенку потом удалось встать у опоры. 
 
Сидит на мяче
У детей с синдромом Дауна момент, когда ребенок начал сидеть и когда он наконец-то смог сесть сам занимает довольно продолжительное время. Все это время, когда вам нужно взять ребенка на руки — старайтесь превращать в упражнения по присаживанию.
То есть, помочь малышу повернуться на бочок, потянув его за одну ручку, потом побудить его опереться этой рукой и помочь принять вертикальное положение. Еще постоянно тренировать на гимнастическом мяче умение сохранять равновесие в положении сидя. Держите малыша за бедра и раскачиваете мяч вправо-влево, вперед-назад и по кругу.
 
 


В книгах пишут, что наши дети не делают те или другие движения из-за слабости мышц. Но это не так. У Варьки мышцы были как у качка. И пресс, и руки, и ноги. А вот все новые движения появлялись только после многократных репетиций, сама она не экспериментирует как обычные ребятишки. Как будто какого-то винтика не хватает в этой системе. Есть желание, есть возможность, но то ли энергии не хватает, то ли механизм саморазвития барахлит.
 
Как мы учились ползать
Ползание тоже можно разбить на маленькие шажки и двигаться постепенно. Так пишут в умных книжках. Однако эта сфера, в которой Варя продвигалась плохо. Она быстро научилась вращаться вокруг своей оси на 360 градусов. Казалось, что по-пластунски ей ничто уже не мешает двинуться вперед. Однако мы так этого и не добились. Все стимулы и все мои усилия приводили к тому, что ребенок в лучшем случае отползал назад, и начинал психовать, потому что желанный предмет не только не приблизился, а еще и отдаляется. Но я не жалею, что уделяла обучению ползанию так много сил и энергии, потому что это укреляло ее физически. 
На руках    Четвереньки    Ползет по мячу
 
Динамическая гимнастика и упражнения на мяче
 
Акробат       Динамическая       Пресс
 

Из дневничка:

16.01.09
Я в недоумении. Пока из комнаты выйду - моя Варя полностью диспозицию сменит. Ноги в другую сторону, то есть на 180 градусов развернулась, еще и по прямой переместилась. Как делает - не совсем понимаю. При мне таких значительных перемещений не делает, так, чуть-чуть. 

7.02.09
Я недовольна развитием кистей рук. Захват игрушек слабый, еда из рук выпадает. Из руки в руку игрушку не перекладывает. В обе руки сама игрушки не берет, только если вложишь вторую. Очень тяжело идет запоминание слов. Спрашиваю: где мяч? Он огромный, она его прекрасно знает, любит. Если недавно занимались - поворачивает голову и ищет мяч глазами, куда его не передвинь. Если занимались на мяче вчера - может не повернуться к нему.

10.02.02
В таблице навыков по Каролине написано, что ребенок к 6 месяцам проделывает не менее 4 манипуляций с игрушкой. Что конкретно имеется в виду?
4 манипуляции - это, к примеру, (по книге цитирую)
- тянет в рот
- трясет (погремушки)
- нажимает на пищалки
- стучит (мягкими предметами - без звука, твердыми - чтобы был звук)
- толкает (машинки, неваляшки, мячики)
- гладит, ощупывает тряпичные или мягкие набивные, пушистые игрушки

Таблицу можно скачать здесь:
http://sunchildren.narod.ru/grossmotorskills.html

Как учить перекладывать игрушку из одной ручки в другую.
Игрушки надо подбирать подходящие, например, пластиковый браслет, большой помпон из пряжи, легкие игрушки с несколькими "ручками".
Поместите игрушку в руку ребенка. Пока играет, последите, перекладывает или нет. Если не перекладывает игрушку из руки в руку, попробуйте положить ему на руку приклеивающийся бантик или кружочек, вырезанный из клейкой ленты, клейкой поверхностью наружу. Предложите ребенку снять его другой рукой. Если нужно, помогите ребенку.


С нажиманием на пищалки у нас трудности - они все тугие... Гладить игрушки учимся, остальное можем. Еще за веревочку дергаем, чтобы погремушку подтянуть.
С перекладыванием повозимся - я на это как-то внимание вовремя не обратила.

15.02.09
Месяц назад папа ей купил металлофон. Он ей понравился, слушала с интересом как другие играют, а когда давали палочку ей, она ее отбрасывала и била руками, конечно, эффекта никакого. Спрятала я его. Сегодня достала - девочка все сразу поняла. Стучит палочкой и целит в клавиши.

22.02.09
На горшке
С ползанием по-прежнему плохо. Мы с бешеной скоростью вращаемся вокруг себя или пятимся назад. Вперед никак. На четвереньках стоит, но недолго, аккуратненько опускается назад на живот. Встает или держась за мои пальцы, или встает у дивана (я снимаю подушку),со скамеечки, но с моего толчка, не самостоятельно. На коленочках тоже стоит у дивана, но недолго, садится попой на пятки. Сидит уже хорошо. На горшке можно не поддерживать, на скамеечке с удовольствием, особенно у дивана, чтобы вставать и садиться.
Научили обниматься. Обнимает зайку, мишку, нас. Сильно-сильно.
Лепет. У нас в основном ма-ма, еще ба-ба, бу, и что-то со звуком "к", то ли ку, то ли кы. Ничего выдающегося.

05.03.09
Мы шагаем. То правильно ходит, то одну ногу сгибает нормально, а другую перемещает, не сгибая в колене. Естественно, при поддержке за обе руки.

11.03.09
7 месяцев
Мы возимся в ванной. Наливаю 10-15 см воды, чтобы можно было полжить на живот и учить ползать. В воде ведь вес тела легче. Сначала основное занятие было напиться вволю воды, сейчас кроме этого еще отрабатываем разворот на 360 градусов в ванной, поперек клинит, но все равно разворачивается. Или ноги в упор в стенку ванны, в коленях прямые и стойка на прямых руках. Объяснить как ползти вперед не удается, да ей это и не нужно. В ванной игрушки никакие нас не задевают - плещется в воде. Игрушки даже если подсовываешь отшвыривает. 
Руку по просьбе подает, по столу стучит ложкой, пока кормишь. Я тут вспомнила песенку - беру игрушечных мишку и куклу и пою, игрушками инсценировку у нее перед носом делаю:
Мишка с куклой громко топают,
Громко топают посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают раз, два, три!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой!
Кукле весело, тоже весело,
Ой как весело, ой, ой, ой!
Она сначала улыбается, потом смеется в голос, а потом визжать от восторга начинает. Эффект стабильный, проверяла. Запомнила и мишку и куклу. Сажу их по разные стороны от нее. Где мишка? - поворачивается к мишке. Где кукла ? - смотрит на куклу. Благодаря этой песенке выучили. Еще так же четко мяч знает. Здоровый, на котором качаемся. Тоже очень любит.
На скамеечке        Встала сама         
Сидит уже очень устойчиво. Кладу обе ее руки на пол сбоку, чтобы вывести из положения сидя. Выдвигаю их подальше, чтобы на четвереньки перешла. Нет, возвращается назад в сидячее положение. И на скамеечке и на горшке сидит без поддержки. Со скамеечки у дивана сама встает и садится назад, когда устанет. Я там в диване в дырку подсовываю тесьму, чтобы кончик чуть-чуть торчал. Она ее вытягивает и обсасывает. Такой увлекательный процесс! И пальчики тренирует и вставание со скамейки. Одним ударом двух зайцев.
На четвереньках сама стоит, но не встает на них. Или я ставлю ей ножки, или когда из сидячего положения вытаскиваю - попадаем в эту позу. Она в ней постоит-постоит, пораскачивается вперед-назад и аккуратненько опускается на живот.
Если за ручки водишь - шагает. По квартире перемещается перекатываясь с живота на спину, со спины на живот по всему залу. Еще вращается вокруг себя очень быстро. Начала вперед по- пластунски чуть-чуть перемещаться. сделает 3-4 правильных движения руками и ногами, сантиметров на 10-15 вперед передвинемся. Если до игрушки дотянулись - играем. Если нет - выпрямляется на вытянутых руках, и отталкивается назад. И вся работа насмарку, вернулись в исходное положение.
Такой длинный отчет получился! 

20.03.09
У нас Варюшка сегодня сама села! Из положения стоя на четвереньках руками пятится назад, заваливает попу чуть-чуть вбок, а потом медленно, в несколько заходов, подтягивает руки и садится! И смотрит на всех - ждет аплодисментов. 
Нам сегодня 7 месяцев и 9 дней.